Государство не знало о проблемах AirUnion
Авиакомпании, входящие в альянс AirUnion, находились на грани банкротства на протяжении двух лет. Кроме того, аудитор авиакомпаний не информировал государство о серьезных проблемах, а сам альянс предоставлял кредиты по заниженным ставкам сторонним организациям.
Авиакомпании «Красноярские авиалинии» («КрасЭйр»), «Домодедовские авиалинии» (ДАЛ) и «Самара», входившие в альянс AirUnion, с 2007 года испытывали значительные финансовые сложности, находясь на грани банкротства. Кроме того, эти авиакомпании допустили серьезные нарушения при исполнении своих обязательств перед пассажирами и кредиторами.
Как сообщает пресс-служба Счетной палаты, эти авиакомпании были созданы в 1992--1996 годах путем преобразования авиационных предприятий и вошли в состав альянса AirUnion. Российской Федерации принадлежит контрольный пакет акций в «Красноярских авиалиниях» и «Домодедовских авиалиниях», а также 46,49% акций авиакомпании «Самара».
«При сохранении в 2007--2008 годах положительной динамики объемов перевозок в гражданской авиации России производственно-экономические показатели (пассажирооборот, грузооборот, количество перевезенных пассажиров и грузов, налет часов) проверяемых авиакомпаний имели тенденции к снижению», -- говорится в сообщении.
Проверка показала, что в январе--сентябре 2008 года рост расходов авиакомпаний значительно опережал рост доходов, в основном по причине значительного увеличения затрат на авиатопливо, аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, аренду и лизинг воздушных судов. Деятельность авиакомпаний ДАЛ и «Самара» на протяжении всего проверяемого периода была убыточной, величина чистого убытка составляла: по ДАЛ за 2006 год -- 495,6 млн руб., за 2007 год -- 459,4 млн руб., за девять месяцев 2008 года -- около 1,4 млрд руб., по «Самаре» за 2006 год -- 94,8 млн руб., за 2007 год -- 59,2 млн руб., за девять месяцев 2008 года -- 231,7 млн руб.
Финансы и аудит
Анализ показателей финансового состояния, финансовой устойчивости и вероятности банкротства показал, что проверяемые авиакомпании в 2007 и январе--сентябре 2008 года имели высокую финансовую зависимость от заемных средств, испытывали недостаток в собственных источниках финансирования, находились в кризисном финансовом состоянии с наличием на протяжении всего периода высокой вероятности банкротства.
При этом ЗАО «Эйч Эл Би Внешаудит», на протяжении нескольких последних лет являвшееся аудитором ,выдавало им безоговорочно положительные аудиторские заключения и не информировало собственника -- Российскую Федерацию о существующих серьезных проблемах.
В ходе проверки также выявлено, что за проверяемый период дебиторская задолженность авиакомпаний значительно увеличилась: ДАЛ -- в 2,9 раза, «КрасЭйра» -- в 2,3 раза, «Самары» -- на 86,7%, за тот же период общая кредиторская задолженность авиакомпаний увеличилась: ДАЛ -- в 3,4 раза, «КрасЭйра» -- на 63%, «Самары» -- на 29,7%. По состоянию на 1 октября 2008 года кредиторская задолженность за авиационное топливо составляла: «КрасЭйра» -- более 1,4 млрд руб., ДАЛ -- около 2 млрд руб. (рост с 1 января 2007 года в 2,6 раза), «Самары» -- около 180 млн руб. (рост в 3,9 раза).
При этом принимаемые меры по снижению и урегулированию кредиторской задолженности авиакомпаниями были недостаточны. «В судебные органы поступали многочисленные исковые заявления к авиакомпаниям от поставщиков, заказчиков и прочих кредиторов», -- говорится в сообщении.
Недовольство пассажиров
В Счетной палате отметили, что в период массовых задержек рейсов авиакомпаниями были допущены нарушения требований, установленных правилами воздушных перевозок, по взаимоотношениям с пассажирами задержанных рейсов в части предоставления питания и организации отдыха, а также возврата денежных средств за неиспользованные билеты. Кроме того, работа по удовлетворению претензий и жалоб пассажиров «КрасЭйра» и «Самары» была организована на крайне низком уровне.
Основной причиной массовых задержек рейсов авиакомпаний явилось резкое ухудшение их финансового положения, вызванное как внешними факторами, так и неэффективным финансовым менеджментом авиакомпаний и AirUnion.
Ненужные займы
По результатам контрольного мероприятия выявлено, что, концентрируя на своих счетах значительные средства авиакомпаний от продажи пассажирских перевозок, AirUnion предоставлял в 2007--2008 годах займы сторонним организациям на общую сумму 142,7 млн руб. При этом займы предоставлялись по ставкам ниже ставок привлекаемых авиакомпаниями кредитов в кредитных организациях. Кроме того, авиакомпаниями с AirUnion заключались договоры на продажу авиаперевозок на международные чартерные рейсы на заведомо невыгодных условиях.
С конца сентября прошлого года альянс AirUnion прекратил свое существование из-за долгов на авиатопливо и другие услуги размером $800 млн. Три компании AirUnion готовятся войти в состав новой объединенной авиакомпании на базе активов AirUnion, авиакомпаний «Атлант-Союз», ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Саратовские авиалинии» и «Владивосток-авиа».