Михаил Прохоров и Владимир Потанин не смогли договориться о разделе активов. Переговоры прекращены, а недвижимость экс-партнеров может быть продана с аукциона.
Сегодня истекает срок исполнения протокола об окончательном разделе бизнеса Михаила Прохорова и Владимира Потанина. Стороны так и не согласовали сделку, и трастовый управляющий их совместного фонда Андрей Клишас уже начал распродажу активов для последующей ликвидации фонда. В результате структуры господина Потанина получили АПК "Агрос" и долю в "РУСИА Петролеум", а недвижимость экс-партнеров может быть продана с аукциона. Представители Михаила Прохорова согласны на подобную схему только при условии, что по ее итогам предприниматель получит $1 млрд.
Что протокол от 14 сентября, предусматривающий раздел оставшихся совместных активов Михаила Прохорова и Владимира Потанина, не будет исполнен, "Ъ" рассказали два источника, близкие к сделке. Причиной стала неясность с судьбой долей сторон в ОАО "Открытые инвестиции" (ОПИН, по 41%). Предметом протокола этот актив не является. Но ОНЭКСИМ считает, что Владимир Потанин обязан выкупить долю Михаила Прохорова в ОПИНе за $1,6 млрд и без этого протокол не имеет силы. "Интеррос" господина Потанина выкупать акции ОПИНа по этой цене не собирается. В итоге, как сообщил "Ъ" гендиректор ОНЭКСИМа Дмитрий Разумов, переговоры зашли в тупик и с пятницы прекращены.
[v1]
В "Интерросе" "Ъ" сказали, что Михаил Прохоров отказался от исполнения протокола в том виде, в котором он был подписан, поэтому сделка, "по всей вероятности, не состоится".
Кроме ОПИНа, обе стороны остаются совладельцами ОАО "Полюс Золото" (официально — примерно по 30% акций) и фонда Folletina, который управляет оставшимися совместными активами стоимостью около $2 млрд. "Интеррос", говорят знакомые с планами холдинга источники "Ъ", уже определил для себя схему дальнейших действий и даже начал ее реализовывать.
В первую очередь схема касается раздела Folletina. По имеющейся информации, трастовый управляющий фонда Андрей Клишас (он также возглавляет совет директоров "Интерроса") начал распродажу активов Folletina. В частности, сменили владельцев 90% акций АПК "Агрос" и 25,82% акций ОАО "РУСИА Петролеум" — источник "Ъ" говорит, что их получили структуры господина Потанина. У Folletina, по информации собеседника "Ъ", остаются вырученные деньги (сумма не раскрывается), вексельные долги Михаила Прохорова на $700 млн, а также дома и квартиры предпринимателей. Источник говорит, что если Михаил Прохоров не погасит долг, то имущество обоих экс-партнеров будет продано на открытых торгах, из этой суммы погашены долги, а остаток распределен. Андрей Клишас подтвердил "Ъ" эту информацию, отказавшись сообщить детали.
"Агрос" участники рынка оценивают примерно в $90 млн. По словам Константина Черепанова из "КИТ Финанса", оценить "РУСИА Петролеум", владеющую лицензией на крупное Ковыктинское газоконденсатное месторождение, "сейчас почти невозможно". Аналитик поясняет, что исходя из стоимости запасов это может быть до $11 млрд, но перспективы месторождения, которое ТНК-ВР уже более года не может продать "Газпрому", остаются весьма туманными. Сама ТНК-ВР продает актив (63% акций "РУСИА Петролеум") по стоимости затрат (около $800 млн).
Это не первая попытка завершить "развод" господ Прохорова и Потанина через ликвидацию совместного фонда. В начале года то же самое планировал сделать управляющий Рафаэль Акопов с другой их совместной компанией — "КМ Инвест". Тогда до ликвидации дело не дошло: Владимир Потанин выкупил долю Михаила Прохорова. Если на этот раз сценарий реализуется, у партнеров останется только два совместных актива — ОПИН и "Полюс Золото", где уже происходят конфликты.
Вокруг Folletina может возникнуть новый. В ОНЭКСИМе говорят, что не против ликвидации фонда, но только если Михаил Прохоров получит в результате не менее $1 млрд, а активы будут продаваться только на открытых аукционах. ОНЭКСИМ ссылается на протокол от 14 сентября, по которому Владимир Потанин должен был выкупить половину фонда за эту сумму. По данным ОНЭКСИМа, ценность фонда — в первую очередь денежные средства, размер которых на 1 октября 2007 года был "свыше $1 млрд". "Как я понимаю, сейчас этих денег на балансе компании нет, и если мы их не получим, то оставляем право обратиться в суд для защиты наших интересов",— заявил Дмитрий Разумов. В ОНЭКСИМе уточняют, что сделки по "Агросу" и "РУСИА Петролеум" не согласовывались с Михаилом Прохоровым, что "может трактоваться как злоупотребление полномочиями". Отношения между партнерами регулируется английским правом. Долг в $700 млн в группе называют "виртуальным", утверждая, что господин Потанин должен партнеру ту же сумму и долги гасятся.
Старший юрист корпоративной практики "Вегас-Лекс" Александр Чернышев удивлен претензиями ОНЭКСИМа. "Я никогда не слышал, чтобы бенефициары могли влиять на управление имуществом траста",— говорит юрист. По его словам, фондом распоряжается управляющий, а "бенефициары могут только рассчитывать на получение прибыли".