«Ъ»: РЖД купили КИТ за 100 рублей
Государство продолжает спасать частные банки, используя все более нетривиальные инструменты. Вслед за Связь-банком, спасением которого занимается сейчас ВЭБ, покупателя нашел оказавшийся на грани банкротства инвестбанк "КИТ Финанс". Сумма сделки -- 100 рублей.
«Российские железные дороги» не собираются тратиться на сделку по приобретению «КИТ Финанс» -- банк им достанется за 100 руб., а его долги будут рефинансированы государством. Однако аналитики не находят экономических оснований у сделки и называют ее «дикостью».
Накануне инвестбанк «КИТ Финанс» распространил сообщение, что 90% его акций приобретает консорциум инвесторов в составе ИГ «Алроса» и ОАО "РЖД". Также консорциум получает контроль над банком «КИТ Финанс Страхование» и долю в СП с международной инвесткомпанией Fortis Investments. После завершения сделки ИГ «Алроса» и РЖД получат по 45% акций банка, оставшиеся 10% достанутся миноритариям.
Еще в середине сентября покупателем «КИТ Финанса», не сумевшего выполнить обязательства перед контрагентами на рынке междилерского репо и оказавшегося на грани банкротства (по неофициальной информации, дефицит средств достигает 170 млрд руб.), была объявлена УК «Лидер», управляющая НПФ «Газфонд». Сделку с «Лидером», говорил тогда гендиректор и совладелец «КИТ Финанса» Александр Винокуров, планировалось завершить в ближайшее время. Почему сделка сорвалась, стороны не комментируют. Президент РЖД Владимир Якунин рассказал «Коммерсанту», что ему предложение о покупке «КИТ Финанса» поступило четыре дня назад. По словам главы РЖД, речь о принуждении монополии заняться судьбой инвестбанка не шла. «К тому времени уже была разработана схема вывода «КИТ Финанса» из кризиса без нашего участия, -- пояснил Якунин. -- Однако после определенных размышлений сделка показалась нам перспективной». Другой источник «Ъ», знакомый с ходом подготовки сделки, уточнил, что все-таки акценты в ней были иные – «ОАО РЖД в конце концов согласилось».
Якунин особо подчеркнул, что РЖД почти не понесет затрат. «Покупаем мы инвестбанк условно за 100 руб., -- отметил глава РЖД. -- И нам гарантировано, что его финансовые проблемы будут решены». Как уточнил Якунин, речь идет об утвержденном Минфином протоколе. Другой источник «Ъ», знакомый с ходом подготовки сделки, пояснил, что это подписанный вчера протокол между министерством, РЖД и ИГ «Алроса» и Газпромбанком (он в сентябре предоставил «КИТ Финансу» годовой кредит в размере 30 млрд руб.).
Согласно протоколу, «КИТ Финанс» получает порядка 40 млрд руб. «на расшивку репо». Следующим этапом станет выкуп ипотечных кредитов примерно на 50 млрд руб. Затем решится судьба принадлежащих «КИТ Финансу» 40% акций «Ростелекома». Кому они в итоге достанутся, пока не определено. И наконец, будут урегулированы отношения с крупнейшими кредиторами инвестбанка. По данным источника, им предложат заморозить средства на два года под 7% годовых. «С прочими кредиторами отношения будут урегулироваться по ходу дела, -- пояснил источник «Ъ». -- Но есть позиция — со всеми рассчитаться».
РЖД планирует, что на вывод «КИТ Финанса» из кризиса уйдет полтора-два года, точный план действий разрабатывается.
По словам аналитика «Уралсиба» Леонида Слипченко, покупка госструктурами банка, специализировавшегося на операциях с ценными бумагами и корпоративных финансах, «представляется дикостью». «Не вижу экономической целесообразности в сделке, -- соглашается представитель крупного банка. -- Это политика чистой воды: сделка совершается в интересах конкретной группы». Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова также считает, что появление в акционерах банка «Алросы» и РЖД «совершенно непонятно». По мнению Орловой, итогом подобной практики станет то, что балансы компаний реального сектора будут загромождены непрофильными и проблемными активами. «Можно себе представить, как отбивались ОАО РЖД и ИГ «Алроса». Вряд ли они горели желанием приобрести актив с огромной отрицательной стоимостью», -- считает Максим Осадчий из «Антанты Капитал».