По словам Игоря Шувалова, правительство не намерено национализировать «Русал». Кроме того, Шувалов выступает против продления возврата кредита ВЭБа на $4,5 млрд.
Правительство России не намерено национализировать крупнейшую алюминиевую компанию «Русал», столкнувшуюся с серьезными долговыми проблемами, поскольку это стало бы очень плохим сигналом для экономики. Об этом, как сообщает РИА «Новости», заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов в беседе с иностранными журналистами.
«Это плохой пример. Если мы его национализируем, знаете, какое количество обращений к нам будет завтра?», -- сказал Шувалов, добавив, что правительство не намерено в массовом порядке поддерживать российские компании. «Список предприятий, за которые мы хотим биться, очень ограничен. Их единицы, а не десятки», -- сказал Шувалов.
По его словам, национализация компаний, которые не в состоянии расплатиться по своим долгам, фактически означала бы для акционеров возможность избавиться от ставшего непривлекательным актива. «Это было бы очень легким исходом», -- считает он.
Шувалов также сказал, что правительство в принципе не возражает, если кредиторы будут в ходе реструктуризации задолженности входить в капитал российских компаний, в том числе и стратегических. «А если они (кредиторы) захотят конвертировать свой долг в акции предприятий, то их обращение мы рассмотрим в минимальные сроки, а если не понравится, то объясним почему. С нашей стороны будет обеспечено доброжелательное настроение», -- сказал Шувалов.
Первый вице-премьер добавил, что правительство заинтересовано в том, чтобы российские компании, имеющие серьезную долговую нагрузку и проблемы с обслуживанием своих долгов, и их акционеры сделали все, чтобы расплатиться с долгами. Однако при этом, по его словам, условия погашения этих долгов должны быть реальными. «Не надо ставить людей в такие условия, когда они бы шли и вешались. Нам дополнительных суицидов не надо», -- сказал он.
Сила «государственного принуждения»
Президент России Дмитрий Медведев в начале этой недели сказал, что государство должно применять силу «государственного принуждения» для прекращения корпоративного эгоизма.
Как сообщил Шувалов, эти слова не должны восприниматься как индульгенция к невозврату долгов со стороны заемщиков. Однако если банк получает от государства поддержку для покрытия невозвратов кредитов и при этом жестко ведет себя по отношению к должникам, которые допускают такой невозврат, это вызывает негативную реакцию у государства.«Мы им (банкам) говорим, что если вы получаете поддержку от государства в отношении своего банка, вы не должны душить предприятия», -- сказал Шувалов. При этом он признал, что у некоторых компаний уровень долга превышает их возможности: «Некоторые компании позволили себе такой уровень долга, что нанесли себе травмы, несовместимые с жизнью».Первый вице-премьер также сказал, что лично он выступает против того, чтобы продлевать возврат кредита ВЭБа на $4,5 млрд, который «Русал» получил в ноябре прошлого года под залог ряда активов, в том числе блокирующего пакета «Норильского никеля» и акций предприятий, входящих в группу.
«Мы надеемся, что Олег Владимирович (Дерипаска) найдет решение проблемы. Если он не вернет кредит, мы можем пойти на то, чтобы продлить, но я лично считаю, что это нецелесообразно выходить за сроки кредита. Я буду убеждать своих коллег, чтобы такого решения принято не было», -- сказал Шувалов.
Россия на дне кризиса
Кроме того, Шувалов отметил, что экономический кризис в России либо достиг дна, либо приблизился к нему и правительство России надеется, что к концу года страна имеет шанс выйти на положительные темпы экономического роста.
«Мы уже внизу либо уже близки к нижней точке. У нас есть ощущение, что к концу года может быть и рост. Хуже может быть, если ухудшиться ситуация на внешнем рынке», -- сказал Шувалов.
По его словам, принятие в четверг правительством нового проекта бюджета на 2009 год и представление новой версии антикризисного плана свидетельствует о том, что этап принятия «пожарных» мер закончился. «В целом у нас позитивное настроение, и из состояния нервного драматизма и пессимизма большая часть коллег переходит в стадию позитивной уверенности в будущем», -- сказал Шувалов, добавив, что в некоторых отраслях экономики началось оживление.