Корреспондент газеты «Коммерсантъ» Олег Кашин в ночь на субботу был жестоко избит неизвестными у подъезда своего дома в Москве. В данный момент журналистнаходится в тяжелом состоянии, врачи ввели его в искусственную кому.
Двое неизвестных в ночь на 6 ноября избили 30-летнего журналиста у дома 28 на улице Пятницкой, где Олег Кашин снимал квартиру. С места происшествия нападавшие скрылись. Журналист был доставлен в больницу с множественными переломами и сотрясением головного мозга.
Сайт газеты «Коммерсантъ» со ссылкой на очевидцев сообщает, что нападение не было спонтанным: журналиста ждали и били не кулаками, а «каким-то предметом». Кашин получил переломы верхней и нижней челюстей, сотрясение мозга, плоскостные повреждения черепа, переломы обеих голеней, травматический отрыв фаланг пальцев.
После операции в 36-й горбольнице Кашина ввели в состояние искусственной комы, как пояснил врач нейрореанимации медучреждения, «чтобы снять стресс, полученный во время травмы, и для проведения соответствующей терапии». «У Кашина тяжелейшее состояние. Все врачи сказали, что пока сделано все, что можно сделать. Сейчас мы выясним, насколько он транспортабелен, чтобы перевести его в более серьезную клинику», - сообщил главный редактор газеты «Коммерсантъ» Михаил Михайлин в эфире «Эхо Москвы».
Главред издания связывает нападение на Кашина с его работой. «В момент избиения ему ломали пальцы. Телефон, деньги, документы - все было при нем, когда его нашли. Очевидно, что людям, сделавшим это, не нравилось то, что он говорит, и то, что он пишет. Я связываю происшедшее с его профессиональной деятельностью», - сказал он.
«Я буду через Общественный совет при ГУВД Москвы оказывать давление на следствие для выяснения всех обстоятельств произошедшего», - заявил Михайлин в интервью радиостанции.
Нургалиев и Чайка взяли дело под контроль
Следствие отрабатывает различные версии произошедшего, одна из них связана с его профессиональной деятельностью, заявляют в Следственном комитете. Уголовное дело расследуется по ч. 3 ст. 30, п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство, совершенное группой лиц). Следователи подтвердили, что на Кашина напали двое неизвестных -- их зафиксировали камеры видеонаблюдения, установленные у подъезда, и свидетель преступления -- он тоже видел двух мужчин, поджидавших журналиста возле дома.
Президент поручил генпрокурору Юрию Чайке и главе МВД Рашиду Нургалиеву взять расследование на особый контроль и принять все меры для раскрытия покушения. Нургалиев, в свою очередь, поручил начальнику ГУВД Москвы Владимиру Колокольцеву приложить максимум усилий по расследованию нападения и привлечь к работе лучших оперативников МУРа. В расследовании также будут задействованы сотрудники департамента уголовного розыска.
В ГУВД отрапортовали, что лучшие сыщики московского уголовного розыска уже включены в следственно-оперативную группу. При этом милиция просит свидетелей сообщить известные им сведения, которые имеют отношение к преступлению. А генпрокурор, взяв дело на особый контроль, поручил прокурору Москвы Юрию Семину координировать деятельность правоохранительных органов для скорейшего расследования преступления.
Журналисты ведут свое расследование
Союз журналистов России заявил, что поможет «Коммерсанту» провести собственное расследование избиения корреспондента издания. «Мы объединим усилия с «Коммерсантом». Предполагаем сделать все возможное, чтобы выяснить обстоятельства произошедшего. Выясним, какими делами он занимался, какие подходы к нему были с разных сторон», -- сообщил председатель СЖР Всеволод Богданов.
Коллеги Олега Кашина отмечают, что две последние конфликтные ситуации, связанные с публичными выступлениями и профессиональной деятельностью журналиста, возникли еще в августе этого года. Впрочем, прокремлевское движение "Молодая гвардия", требовавшее наказать журналиста за интервью с участником нападения на администрацию Химок, уже осудило нападение на Олега Кашина. Официальной реакции на случившееся с Кашиным от губернатора Псковской области Андрея Турчака, который ранее требовал извинений от журналиста за нанесенное ему оскорбление в интернет-блоге, пока не последовало.
Среди последних острых публикаций Кашина -- интервью с антифашистами, защитниками Химкинского леса, а также анализ деятельности оппозиционных общественных движений в России.
«Вся надежда на свидетелей»
«Выйти на заказчиков следствие может, проведя анализ последних статей Кашина и установив, чьи интересы были в них нарушены, но эти люди могут обладать определенным влиянием, так что подступиться к ним без стопроцентных доказательств не получится, и тогда единственной надеждой станут свидетели, которые могли бы опознать непосредственных исполнителей», - отметил адвокат Омар Ахметов, представлявший интересы одного из обвиняемых в захвате сухогруза Arctic Sea. Ахметов считает, что российское общество «напугано», поэтому так редки случаи добровольной явки с показаниями свидетелей резонансных преступлений. «Вся надежда на свидетелей, ведь у любого преступления есть свидетели, но наше общество боится проявлять активную позицию, а, между тем, раскрытие нападения на Кашина было бы очень полезно и показательно», -- сказал он.
Адвокат напомнил о череде нераскрытых нападений на представителей прессы и связал эту тенденцию с технической трудностью раскрытия «заказных» преступлений. «Чтобы раскрыть преступление, нужно задумываться, кому это выгодно, а основной мотив во всех нападениях на журналистов - их профессиональная деятельность. Но здесь следствие рискует столкнуться с некими влиятельными людьми, против которых нужны более серьезные доказательства, чем предположения или логические выводы», -подчеркнул Ахметов.
По его мнению, нападения на журналистов выдают неготовность части российской элиты вести диалог и признавать ошибки. «Убийство журналиста - это последний аргумент, когда нет слов, чтобы дискутировать», - заявил адвокат.