На главу «Аэрофлота» пожаловался член совета директоров компании
К гендиректору «Аэрофлота» Виталию Савельеву, возглавившему компанию полтора года назад, впервые возникли претензии. Член совета директоров Сергей Алексашенко требует увольнения Савельева на основании того, что тот не предоставил ему ряд финансовых данных.
Член совета директоров «Аэрофлота» Сергей Алексашенко 15 декабря направил письмо министру транспорта Игорю Левитину, возглавляющему совет (государству принадлежит 51% акций «Аэрофлота», копия адресована также замглавы Минэкономики Александре Левицкой). Об этом сообщает «Коммерсантъ». Алексашенко просит министра поставить перед советом директоров «Аэрофлота», который состоится после 22 декабря, вопрос об увольнении гендиректора компании Виталия Савельева.
Сергей Алексашенко указывает, что 19 ноября он отправил на имя гендиректора «Аэрофлота» запрос на предоставление информации «по вопросу об оказании финансовой поддержки отрасли», но так и не дождался на него ответа, хотя напоминал об этом 1 декабря. Алексашенко подчеркивает, что гендиректор обязан предоставлять членам совета директоров документы по их запросу в течение десяти дней. Этого не произошло и Алексашенко считает, что Виталий Савельев нарушил требования устава общества и положения о его совете директоров, что и должно послужить основанием для увольнения. Алексашенко подтвердил, что отправлял это письмо.
История событий
Алексашенко появился в «Аэрофлоте» раньше Савельева. Он стал членом совета директоров по предложению государства в конце 2008 года. Савельев был назначен гендиректором в апреле 2009 года вместо возглавлявшего компанию с середины 1990-х годов Валерия Окулова (ныне замминистра транспорта). До этого Савельев занимал должности вице-президента АФК «Система», замминистра экономики, а также работал в банках «Россия» и «Менатеп СПБ».
По словам Алексашенко, он хочет наладить контроль совета директоров над использованием «Аэрофлотом» финансовых ресурсов. Он отказался комментировать, какую именно информацию хотел получить от главы авиакомпании, отметив лишь, что «были конкретные позиции об использовании финансовых средств, по которым данные получены не были».
Савельев рассказал, что господина Алексашенко интересовало то, как «Аэрофлот» помогает отрасли через Росавиацию. «У нас с Росавиацией ежегодно заключаются договора, через которые мы помогаем отрасли: перечисляем деньги на развитие аэронавигационного обслуживания, летных училищ и прочего, чем пользуется вся отрасль»,— пояснил глава авиакомпании. По его словам, специально по просьбе Алексашенко в октябре при совете директоров состоялись заседания комитета по стратегии и комитета по аудиту, на которых глава Росавиации Александр Нерадько «показал документы и все объяснил». Но после этого Алексашенко все равно потребовал предоставить ему копии документов. Уточнить, о какой сумме идет речь, в «Аэрофлоте» не смогли.
В Минтрансе письмо не видели, но Савельев утверждает, что министр транспорта знает о нем. Глава «Аэрофлота» сомневается, что у Игоря Левитина возникнут к нему претензии, поскольку министр был среди тех, кто принимал решение об оказании «Аэрофлотом» поддержки отрасли.
Комментарии экспертов
Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев говорит, что если не брать в расчет непубличные высказывания уволенных при смене команды Окулова топ-менеджеров «Аэрофлота», которые высказывали сомнение в квалификации Савельева, данное письмо является первым примером претензий к главе компании. По словам эксперта, цифры, которые требует Алексашенко, всегда были закрытыми. Известно, что часть средств, получаемых «Аэрофлотом» по коммерческим соглашениям с зарубежными авиакомпаниями за транссибирские перелеты, уходила в Росавиацию. «Благодаря этой системе создается впечатление, что деньги, которые получает «Аэрофлот», на самом деле забирает с зарубежных компаний страна»,— поясняет он.
Анна Куприянова из «Уралсиба» полагает, что у государства не должно быть претензий к главе «Аэрофлота». «С приходом Савельева показатели компании улучшаются», -- говорит аналитик. Она полагает, что в данной ситуации внутренний конфликт не должен сказаться на финансовом положении перевозчика и его восприятии инвесторами.