Генпрокуратура подозревает главу московского метро в получении незаконных доходов
Генпрокуратуратура РФ пришла к выводу, что руководитель московского метрополитена Дмитрий Гаев за последние десять лет незаконно получил 112 миллионов рублей от возглавляемого им предприятия.
Генеральная прокуратура Российской федерации провела проверку в деятельности ГУП «Московский метрополитен», в ходе которой выявлены грубые нарушения федерального законодательства. Об этом сообщается на сайте ведомства.
Предприятие до сих пор не оформило право хозяйственного ведения на 71 станцию и 198 перегонов между станциями метрополитена. 34 земельных участка, предоставленных департаментом земельных ресурсов Москвы в аренду предприятию, на кадастровый учет не поставлены, а также не зарегистрированы договоры аренды.
«Московский метрополитен» осуществляет использование станций метрополитена, являющихся объектами культурного наследия, в отсутствие охранного обязательства.
Отдельные положения устава метрополитена в нарушение закона предусматривают право предприятия в отдельных случаях сдавать в аренду недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении, без согласия собственника. С 2000 года «Московский метрополитен» ежегодно без согласия столичного правительства заключает договоры на аренду нежилого помещения, а также пользование технологическим каналом связи для обеспечения передачи информации на территории метрополитена.
Руководство предприятия заключало договоры, которые негативно влияли на тарифы на перевозку пассажиров и необоснованно компенсировали их за счет роста тарифов.
Предприятие необоснованно устанавливает дополнительные требования к участникам торгов, приводящие к ограничению конкуренции и сокращению количества потенциальных участников. В 2008-2009 годах на оплату услуг по инкассации без конкурса было израсходовано 300 млн руб.(по страхованию — 70 млн руб.). В нарушение Федерального закона «О защите конкуренции» «Московский метрополитен», являясь субъектом естественных монополий, осуществляло отбор организаций, оказывающих перечисленные услуги, без проведения открытых торгов.
Предприятие до сих пор не создало резервный фонд за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли, а также фонды развития производства, развития социальный сферы и материального поощрения.
Метрополитен не заботится о пассажирах
Также были выявлены нарушения при обеспечении безопасности движения поездов и обслуживании пассажиров, создающие угрозу жизни и здоровью граждан. За последние 2 года рост травматизма составил более 12%. Техническое состояние подвижного состава оставляет желать лучшего. Имели место сбои графика движения, ошибочные действия поездных диспетчеров, нарушения технологии ремонта состава. На протяжении последних трех лет предприятие допускало многочисленные нарушения при содержании и эксплуатации путей и поездов, резко снизился уровень безопасности движения. В текущем году в 2,5 раза возросло количество нарушений по причине сна машинистов на рабочем месте.
На уровень безопасности пассажиров негативно влияет и нарушение предельно допустимых значений уровня шума и температурного режима, установленных «Санитарными правилами эксплуатации метрополитенов». Показатели микроклимата по температуре превышают допустимые почти на 50%, уровни шума в пассажирских салонах — на 30%.
Также выяснилось, что предприятие не прошло процедуру обязательной перерегистрации эксплуатируемых 82 опасных производственных объектов.
В соответствии с законодательством метрополитен подлежит государственной охране. Однако, игнорируя указанные требования, предприятие заключило договоры об охране объектов с созданным им ЧОП.
Гаев обогащался за счет метро
В ходе проверки установлены обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении руководством предприятия должностных полномочий, а в ряде случаев и об их личной заинтересованности. Так, руководитель ГУП «Московский метрополитен» Дмитрий Гаев при исполнении своих обязанностей действовал недобросовестно, ущемляя интересы унитарного предприятия, в том числе в целях личного обогащения. Он создал систему, при которой различного рода технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУП, оформлялись либо как его личное изобретение, либо ноу-хау коммерческой структуры, выполнявшей работы по контракту с метрополитеном, в ущерб интересам возглавляемого предприятия.
Используя полученные за счет средств госпредприятия результаты, он стал патентообладателем. Начиная с 1999 года он получил 112 млн руб. от возглавляемого им ГУПа (12 млн руб. первоначально и по 10 млн руб. ежегодно). Более того, Гаев незаконно продолжал получать доход по лицензионному договору в период прекращения действия патента с 17 января 2003 года по 22 ноября 2004 года в связи с неоплатой пошлины за поддержание патента в силе. После возобновления правовой охраны патента в 2004 году информацию о сделке, в совершении которой имел заинтересованность, Гаев до сведения правительства Москвы не довел.
В ходе проверки выявлены и другие нарушения, свидетельствующие о наличии корыстного интереса Дмитрия Гаева и других руководителей ГУП «Московский метрополитен».
В связи с этим Генеральная прокуратура России направила представление в адрес мэра Москвы Сергея Собянина, в которой поставила вопрос об устранении выявленных нарушений, защите государственных интересов, а также об увольнении Дмитрия Гаева с должности руководителя ГУП «Московский метрополитен» и взыскании убытков, причиненных предприятию.
Гаев отреагировал
Дмитрий Гаев заявил, что не знаком с результатами проверки Генпрокуратурой деятельности метрополитена, сообщает «Интерфакс». «Была проверка, но никаких справок, выводов по ее результатам я не видел», - заявил он.
Отвечая на вопрос, являлся ли Гаев автором изобретений, за которые ГУП платил деньги, он сказал: «А разве это незаконно?».