ГАЗ и Daimler просят льгот у Минпромторга
ГАЗ просит льгот для Mercedes, чтобы вложить €120 млн в производство фургонов с Daimler.
Группа ГАЗ и Daimler собираются вложить более €120 млн в производство фургонов Mercedes в России, сообщает «Коммерсантъ». Руководство группы уже попросило под этот проект эксклюзивных льгот у премьера Владимира Путина. С аналогичной просьбой ранее выступал и концерн Volkswagen, который хочет вместе с ГАЗом выпускать легковые автомобили. Но аналитики полагают, что проект с Daimler только создаст конкуренцию собственным моделям ГАЗа.
Письмо Вольфа
Глава совета директоров группы ГАЗ Зигфрид Вольф написал письмо на имя премьера Владимира Путина 26 октября. В нем господин Вольф сообщает премьеру, что группа совместно с Daimler AG разработала «инвестпроект по сборке на мощностях завода ГАЗ коммерческих автомобилей Mercedes Sprinter (фургоны и автобусы)». Объем производства запланирован на уровне 60 тыс. машин в год, запуск — на конец 2012 года, стоимость проекта составляет €120 млн, а с учетом «дополнительных инвестиций в локализацию» — €210 млн.
«Хотели бы также подчеркнуть, что данный проект обладает экспортным потенциалом»,— отмечает Вольф. Партнерство с Daimler позволит группе ГАЗ «загрузить мощности и стабилизировать финансово-экономическое положение», а также развить «собственные инженерные компетенции» за счет привлечения «инновационных западных технологий». ГАЗ на базе машин Daimler в будущем рассчитывает создать собственную модель, поясняет господин Вольф премьеру.
«Критически важным для реализации проекта с Daimler является возможность использования механизма промсборки»,— говорится в письме. Зигфрид Вольф напоминает, что еще в марте 2007 года группа заключила соглашение о промсборке с Минэкономики о выпуске в России британских коммерческих фургонов Maxus (ГАЗ контролировал их производителя, компанию LDV). Но «в связи с фактическим банкротством LDV» во время кризиса соглашение так и не заработало. «В связи с этим просим Вашего разрешения, уважаемый Владимир Владимирович, о возможности использовать ранее заключенное соглашение (для выпуска Maxus) для производства автомобилей Mercedes»,— пишет Зигфрид Вольф.
Владимир Путин в этот же день поручил рассмотреть это обращение вице-премьеру Игорю Сечину, главе Минпромторга Виктору Христенко и главе Минэкономики Эльвире Набиуллиной.
Представитель группы ГАЗ Елена Матвеева подтвердила подлинность письма, но комментировать его отказалась. В российском офисе Daimler, Минпромторге и Минэкономики от комментариев также отказались.
Группа ГАЗ впервые раскрыла параметры своего проекта с Daimler. Но хотя Зигфрид Вольф говорит в письме о желании создать новый коммерческий автомобиль ГАЗ на базе Daimler, на первом этапе речь идет об обычной контрактной сборке Sprinter на мощностях ГАЗа, как сообщают источники в компании. Группа будет получать фиксированную плату за сборку, но получит и возможность «использовать отдельные компоненты Daimler на своих «Газелях». Речи о замене «Газели» на Sprinter не идет. В Maxus ГАЗ, напротив, видел перспективный вариант «Газели».
То, что группа ГАЗ просит у Владимира Путина права реализовывать проект с Daimler по старому соглашению о промсборке, говорит о ее нежелании работать на условиях, которые предлагает Минпромторг. Министерство хочет ужесточить требования промсборки, обязав инвесторов вкладывать минимум $500 млн в производство штамповки, сварки и окраски кузовных деталей, а также сборки двигателей или коробок передач. Совместный проект ГАЗа и Daimler не соответствует этим требованиям. В начале осени президент группы Бу Андерссон в присутствии Владимира Путина критиковал идеи Минпромторга. Минэкономики предложения Минпрома также не поддерживает.
Проект, аналогичный проекту с Daimler, у группы ГАЗ есть с Volkswagen (VW). Речь идет о сборке легковых моделей, в том числе седанов Passat. Глава VW Мартин Винтеркорн на встрече с Владимиром Путиным также просил для проекта права работать на текущих условиях промсборки. Но премьер до сих пор не высказался публично ни за, ни против сохранения старого или введения нового режима промсборки, а между собой министерства и автоконцерны так и не договорились.