Москва
20 ноября ‘24
Среда

«Росатом» сомневается в новых документах по делу Литвиненко

Речь идет о документах, где говорится, что за несколько недель до отравления в Лондоне бывшего офицера ФСБ российские спецслужбы получили в свое распоряжение радиоактивный материал полоний-210. Однако «Росатом» сомневается в подлинности этих документов.

Представитель «Росатома» заявил о сомнительности опубликованных в британской прессе документов, на основе которых делаются предположения о российском происхождении полония, которым был отравлен в Лондоне бывший сотрудник российских спецслужб Александр Литвиненко, сообщает «Интерфакс».

«В 2006 году уровень его производства составлял 0,8 грамма в месяц для поставки по единственному контракту американской компании. Кроме того, для производства полония нужен канальный реактор, в то время как на Балаковской АЭС реакторы совершенно другой системы», - сказал он.

Представитель «Росатома» также добавил, что «в 2006 году мы уже разъясняли, что эти 0,8 грамма полония выделяются на заводе «Авангард» в Сарове из висмутовых мишеней, облученных в Челябинской области на ПО «Маяк». «Других производств полония в России не существует», - сказал сказал он.

«Если уж говорить о сопроводительных документах, то количество радиоактивных изотопов для поставки определяется в специальных единицах - в кюри», - отметил представитель корпорации. «Скорее всего, авторам этих документов нужно подучить матчасть», - добавил он.

Отношения России и Великобритании резко ухудшились вскоре после убийства в Лондоне в 2006 году бывшего офицера ФСБ Литвиненко, отравленного, по данным британских властей, полонием. В его убийстве британские власти обвиняют российского гражданина, ныне время депутата Госдумы РФ от фракции ЛДПР России Андрея Лугового. Луговой со своей стороны отвергает все обвинения в свой адрес.

Новые документы

Речь идет о документах, где говорится, что за несколько недель до отравления в Лондоне бывшего офицера ФСБ российские спецслужбы получили в свое распоряжение радиоактивный материал полоний-210.

Яд доставили во второй научно-исследовательский институт ФСБ из Саратовской области, а точнее, с Балаковской АЭС, в конце августа 2006 года. Об этом свидетельствуют товарно-транспортная накладная, путевой лист, выданный подразделением ФСБ, расположенном в Ярославле и отрывной талон к этому листу. Эти материалы супруга Александра Литвиненко и его друг Александр Гольдфарб получили от неназванного источника из России. Копии документов оказались также и в распоряжении газеты «The Sunday Times». Правда, три этих документа не доказывают, что именно этим полонием через пару месяцев отравили Литвиненко, как заметил Александр Гольдфарб.

После смерти в Лондоне бывшего подполковника российской спецслужбы в прессе уже упоминали второй НИИ ФСБ на юге Москвы как место, где могли хранить полоний-210, которым отравили Литвиненко.

Сейчас свою оценку документам должны дать следователи – в Скотланд-Ярде, по словам Александра Гольдфарба, уже изучают эти материалы.

Александр Литвиненко был отравлен и скончался в Лондоне четыре года назад. Британская прокуратура обвиняет в этом преступлении депутата Госдумы, бывшего сотрудника российских спецслужб Андрея Лугового. Сам он заявляет о непричастности к отравлению.

Полоний не производится в России с восьмидесятых годов, как заявил помощник главы Минатома Сергей Новиков. Он пояснил, что производство полония не выгодно по ряду причин. По его словам, нет никаких доказательств, что Литвиненко отравлен полонием именно российского производства.

Новое дело об отравлении

Бывший полковник КГБ Виктор Калашников, который покинул российскую разведку в 1992 году, заявил в интервью лондонской Times, что его пытаются отравить ртутью, чтобы отомстить за конфликт со спецслужбами. Калашников пришел к корреспонденту газеты вместе с супругой Мариной и рассказал, что в их крови обнаружено необычно высокое содержание токсичного металла. Калашников считает, что охоту за ним открыли его бывшие коллеги. «Это как братство. Если ты от них отвернешься, не будешь с ними соглашаться, это вызывает обиду, - сказал Калашников. – Эта обида вызывает желание наказать, отомстить. Именно это с нами и происходит».

Журналист пишет со ссылкой на результаты анализов, проведенных в одной из ведущих берлинских клиник, что содержание ртути в его крови составило 53,7 микрограмма на литр, а в крови его жены – 56 мкг на литр. «Это больше, чем в десять раз выше уровня, который считается опасным, - рассказал Франк Мартенс, токсиколог из клиники. – Поскольку в данном случае, видимо, нельзя говорить о заражении через обычные источники ртути, нам приходится очень серьезно задумываться о возможности отравления третьими лицами».

Полная версия