Москва
16 ноября ‘24
Суббота

Минюст зарегистрировал новый ФГОС для старшеклассников

Минюст зарегистрировал поступивший из Минобрнауки проект федерального государственного стандарта образования для старших классов.

Первоначальный проект стандарта вызвал в 2011 году скандал: более 20 тысяч преподавателей подписали письмо правительству с требованием отменить ФГОС, пишет «Коммерсант».

«Одним из последних распоряжений бывшего министра образования и науки Андрея Фурсенко стало утверждение федерального госстандарта образования, споры вокруг которого продолжались почти два года. 7 мая, в день своей инаугурации, Владимир Путин поручил правительству РФ утвердить ФГОС не позднее июля. Уже 17 мая Андрей Фурсенко в ранге и. о. министра подписал итоговый проект, после чего он уже при новом главе Минобрнауки Дмитрии Ливанове был передан на рассмотрение в Минюст», – напоминает издание.

«Такую спешку объяснить довольно сложно, учитывая, что ФГОС должен стать обязательным для российских школ только в 2020 году. Вместе с тем анализ итогового документа показывает, что он готовит для российского образования масштабные изменения, обсудить которые уже не получится», – отмечает газета.

Новый ФГОС предполагает, что в старших классах обязательными будут лишь часть предметов: математика, русский язык и литература, иностранный язык, история (или все та же «Россия в мире»), а также ОБЖ и физкультура. Еще три или четыре курса школьники могут выбрать по собственному желанию, но так, чтобы изучать за бюджетный счет не более 37 часов в неделю (сейчас государство оплачивает 36 часов). При этом все предметы делятся на два уровня — базовый и профильный, для углубленного изучения. Стоит отметить, что ученики не смогут избежать изучения, скажем, физики или химии: они обязаны будут взять предмет «Естествознание», который дает базовые знания сразу в нескольких областях науки.

«В новом стандарте нашла воплощение идея вариативного образования, когда каждый ученик ищет индивидуальный путь развития,— заявил психолог, академик Российской академии образования Александр Асмолов.— Раньше школьник должен был по памяти воспроизводить полученные в школе знания, теперь он должен будет мыслить, а не просто вспоминать».

Если старшеклассник не может составить себе индивидуальное расписание, он может воспользоваться готовым профилем обучения. Всего таких профилей пять — естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный (в документе не раскрывается содержание каждого профиля). «Одним из рисков вариативного обучения является узкая специализация: не все в 15 лет уверены, физики они или лирики,— пояснил господин Асмолов.— Специально для них введен универсальный профиль, где акцент делается на развитии общих способностей ученика».

Главные нововведения касаются итогов обучения. Прежде всего, каждый выпускник должен будет под руководством тьютора (наставника) подготовить индивидуальную работу — «завершенное учебное исследование или разработанный проект». Новый стандарт вводит третий обязательный ЕГЭ: помимо математики и русского языка ученики обязаны будут сдать экзамен по иностранному языку. Также ЕГЭ можно будет сдавать по нескольким уровням сложности — предполагается, что лучшие вузы страны будут зачислять студентов только по итогам продвинутого экзамена.

Полная версия