Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

23:10
Москва
25 декабря ‘24, Среда

Умер организатор выставки, вызвавшей недовольство Хрущева

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Художник, один из лидеров русского «неофициального искусства» Элий Белютин умер в Москве в понедельник на 86-ом году жизни.

«Элий Михайлович стал знаменитым после того, как организовал в 1962 году знаменитую выставку авангардистов в московском Манеже, получившую широкую известность благодаря ее скандальному закрытию лично Никитой Хрущевым», – рассказали «Интерфаксу» в Союзе художников.

Белютин родился в Москве в 1925 году. В 1941 ушел добровольцем на фронт, был контужен и демобилизован. С 1942 по 1947 год учился в Московском художественном институте им. Сурикова.

С 1954 года руководил «Экспериментальной студией живописи и графики» при горкоме художников книги и графики. Студия арендовала один из залов в Доме учителя на Большой коммунистической для своих занятий. Именно в этом помещении была организованна выставка авангардистов в ноябре 1962 года.

На открытии этой выставки присутствовали иностранные журналисты и американское ТВ. Был снят фильм, который через несколько дней показали по западному телевидению, и западная пресса много писала об этой выставке. Выставку закрыли. Но художники успели снять и вывезти все картины. Некоторые официальные лица министерства культуры предложили Белютину выставить картины с этой выставки на открывавшейся через день выставки в Манеже, посвященной 30-летию Московского отделения Союза художников СССР.

После ее посещения 1 декабря 1962 года Хрущевым с другими руководителями советского правительства и КПСС 2 декабря в газете «Правда» была опубликована статья о посещении этой выставки. Все картины студии Билютина были сняты.

«От той печально знаменитой выставки в Манеже теперь отсчитывают начало еще только будущего застоя, и ею окончательно заканчивается Оттепель, – считает критик Григорий Заславский. – Со Студией Белютина тогда попали в опалу Борис Жутовский, Эрнст Неизвестный, Вера Преображенская. Студия была большая, хороших художников вокруг Белютина было много. Он был – учителем, и это – еще одна редкость, белютинская студия – пожалуй, одна из последних в таком вот роде творческих объединений, где есть лидер, непререкаемый авторитет, а вокруг него – ученики».

В 1960-е произведения Белютина экспонировались во Франции. В 1969 Итальянской Академией современного искусства художнику присуждена золотая медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение». В 1970 избран членом Итальянской Академии современного искусства. В 1970-е участвует в выставках в Италии, Германии, США, Бельгии, Англии.

В основе белютинской системы обучения лежала «теория всеобщей контактности» (одноименная книга вышла в 1991), трактующая искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой.

Врач призвала не наводить идеальный порядок перед Новым годом ради спасения от депрессии
Реклама