Эмоции не должны препятствовать урегулированию отношений России и Японии, а любое решение по поводу Южных Курил должно быть одобрено как японским, так и российским обществом, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
«Постепенно, шаг за шагом, «кирпичик за кирпичиком», укрепляя доверие, работая над «тканью» практического сотрудничества, мы будем приближаться к созданию атмосферы, благоприятствующей спокойному, без эмоций поиску взаимоприемлемого решения, которое, не будем забывать, должно быть одобрено и двумя обществами», – сказал Сергей Лавров в интервью японской телерадиовещательной корпорации «Эн-Эйч-Кэй».
«В нашем случае, в любом варианте, это вопрос, который решается через референдум», – подчеркнул российский министр.
Он подчеркнул, что Москва не хочет «искусственно откладывать в долгий ящик» решение спорных вопросов с Японией, но также «нереально рассчитывать», что проблему «можно решить в один присест».
«Когда каждое новое правительство Японии испытывает искушение заявить: «Вот, в период нашего правления мы эту проблему решим» – это, естественно, вызывает завышенные и нереалистичные ожидания в обществе. Ну и, конечно, приводит к обратной реакции на нашей стороне границы», – сказал Лавров.
Что касается заключения мирного договора между РФ и Японией, то, как сказал Лавров, лидеры двух стран «зафиксировали общее понимание, что данный вопрос может быть решен именно в контексте всестороннего, всеобъемлющего, глубокого развития двусторонних отношений, когда общественность в России и Японии будет готова воспринять взаимоприемлемое решение, отвечающее обоюдным интересам».
Как сказал глава МИД РФ, «ни одну проблему не решить, если в подходе к ее обсуждению будут преобладать эмоции, да еще высказываемые на публику».
«Если мы хотим просто, прямо скажем, «заработать очки» перед своим электоратом, тогда риторика – проверенный временем, испытанный в разных странах инструмент. Если же цель не отметиться перед избирателями или перед радикальной частью общества, а все-таки создать условия для решения вопроса (причем, любого, не только проблемы мирного договора между Россией и Японией), то тогда методы должны быть иными», – отметил он.