«Росатомфлот» выводит на Балтику самый большой в мире ледокол
Зимой 2012 года ФГУП «Росатомфлот» направляет в Балтийское море самый большой в мире двухреакторный атомный ледокол "50 лет Победы". Сейчас его готовят к выходу из Мурманска – главной базы атомного ледокольного флота – для проводки судов в Финском заливе.
«Росатом» направляет на Балтику атомные ледоколы второй сезон подряд. В прошлом году на трассах западной части Севморпути работал атомный однореакторный ледокол «Вайгач». Причем, согласно договору, атомоход должен был вернуться в Мурманск 16 марта, но его пребывание на Балтике из-за тяжелой ледовой обстановки продлевали несколько раз: сначала - до 25 марта, затем - каждые пять суток, вплоть до 10 апреля.
В основном, "Вайгач" работал на направлении порта Приморск, сопровождая супертяжелые танкеры с нефтепродуктами. Число танкеров и сухогрузов, ожидавших ледокольной проводки, в некоторые дни превышало 150 судов. За время работы на Балтике зимой и весной 2011 года атомоход освободил из ледового плена и провел более 250 судов.
«50 лет Победы» - гораздо более мощное судно, чем низкоосадочный «Вайгач». После ходовых испытаний он выйдет в сторону Балтики, ориентировочно 24-25 января. Атомоход "50 лет Победы" первоначально назывался "Урал" и строился на Балтийском заводе. Он был заложен 4 октября 1989 года и спущен на воду 29 декабря 1993 года. Однако, экономические проблемы 90-х годов не дали дооснастить и поставить атомоход в работу, едва не было принято решение утилизировать недостроенное судно. В итоге успешное окончание работ стало возможным во многом благодаря "Росатому". Флаг на ледоколе был поднят 23 марта 2007 года, а 11 апреля того же года атомоход пришёл в постоянный порт приписки Мурманск.
Можно сказать, что история с "вторым рождением" самого большого атомохода в мире в миниатюре повторяет поворот судьбы и всего атомного флота. К моменту передачи необходимого стране флота на баланс "Росатома" в августе 2008 году, ледокольная отрасль переживала упадок. Однако после вхождения в структуру госкорпорации предприятие расплатилось с долгами, произошли серьезные изменения к лучшему в социальной защищенности работников. Однако самое главное то, что многократно выросла эффективность работы ледокольного флота, и сегодня перед «Росатомфлотом» открываются серьезные перспективы при использовании арктических трасс. Например, в 2011 году субсидии из федерального бюджета флоту составили 1400 млн рублей. А выручка за счет коммерческой деятельности флота – 1521,5 млн рублей. А вот в 2009 году пропорция была обратной: субсидии федерального бюджета составляли 1800 млн рублей, выручка – только 985 млн рублей.
"50 лет Победы" представляет собой модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа "Арктика". Расчетная максимальная толщина льда, которую должен преодолевать ледокол на постоянном ходу, составляет 2,8 метра. Атомоход проведет в Балтийском море 100 дней.
Как рассказал РИА Новости заместитель генерального директора ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации "Росатом" по эксплуатации флота Андрей Смирнов, в этом году на трассах Северного морского пути (СМП) время образования льда несколько задержалось, по сравнению со среднемноголетними значениями. Тем не менее, ледовая обстановка в Карском море уже достаточно тяжелая. "На западе (Севморпути) довольно резкое отклонение от нормы, но чем ближе к востоку, тем тяжелее", - сказал он.
Однако, и остальные суда «Росатомфлота» не стоят без дела. Так, "Россия" уже в этот четверг, 19 января, выйдет из Мурманска в Арктику, на морской участок Севморпути (СМП). Атомоход будет дежурить на трассах, чтобы обеспечить проводку теплоходов Мурманского морского пароходства в сторону Дудинки. Кроме того, «Россия» будет с февраля проводить суда, которые занимаются вывозом серы с Норильского комбината. После этого атомоход будет работать в районе порта Витино.
Напомним, в состав сегодняшего флота ГК "Росатом" входят четыре двухреакторных ледокола ("Россия", "Советский Союз", "Ямал", "50 лет Победы"), два однореакторных мелкоосадочных ледокола "Таймыр" и "Вайгач", атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть", а также пять плавучих технических баз обслуживания.