Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

«Бесконечное ощущение счастья и любви»

Лучшие драматические актеры Петербурга за «спасибо», аплодисменты и еще за что-то ведомое только им, но явно не за зарплату, собираются вместе и играют для небольшого числа зрителей – всего для нескольких десятков человек – спектакль. Играют так, что у зрителей текут слезы и замирает дыхание.

Спектакль «Время и семья Конвей» Такого театра. Премьерные показы состоялись 16 и 17 декабря в рамках Такого фестиваля в Петербурге. Театр не имеет своей сцены и вынужден ютиться по чужим городским площадкам. Премьеру играли в небольшом зале Музея Достоевского. Все желающие попасть не смогли, несмотря на подушки, выстланные в ногах у первого ряда.

О несправедливости кричат более-менее все: не только театр, но и городские СМИ, театральные критики и даже, иногда, городские чиновники: этот театр достоин своей сцены, у него – что ни премьера, то номинация на «Золотую маску», спектакли, сколько бы они ни шли, идут с аншлагами. Но завоевать любовь зрителя – не значит получить, какую-то бы то ни было поддержку городских властей. Вот и обходятся своими силами да помощью театров-друзей.

«В какую помойку мы можем превратить свою жизнь»

Спектакль «Время и семья Конвей» готовился больше года, рассказал Infox.ru режиссер спектакля и художественный руководитель Такого театра Александр Баргман.

По его словам, он долго искал пьесу, над которой можно было бы долго кропотливо работать, «думать, сочинять, встречаться». «Пьеса нашлась. По-моему, она прекрасная. По теме – очень сегодняшняя, хоть действие и происходит в промежутке между первой и второй мировыми войнами. В пьесе – бесчисленное количество тем: это тема взаимоотношения каждого из нас с жизнью, со временем, с каждой секундой, это тема возможности пойти какой-то не той дорогой… Эта пьеса о том, в какую помойку, в какой хлам мы можем превратить свою жизнь», – говорит Баргман.

По словам режиссера, ключевая тема в пьесе – тема семьи. «Система семьи в последнее время, особенно здесь, в Петербурге, я это чувствую, улетучивается. Время нас растаскивает, замыливает. Когда я встречаюсь со своими уже немолодыми родителями, я думаю о том, как я мелочен, невнимателен, максималистичен по отношению к ним. Какими бы ни были наши родители, никто не имеет права заикнуться на тему, что они нам чего-то не дали. В этой пьесе очень остро стоит еще и тема благодарности нашим родителям», – объясняет Баргман.

«Мы хотели бы, чтобы этот спектакль увидели как можно больше человек, но пока не можем перенести его на большую сцену. Для этого наши декорации нуждаются в серьезной модернизации, а на это у нас попросту нету денег, поэтому пока это остается мечтой», – говорит Баргман.

«Бесконечное ощущение любви»

То, что в спектакле «Время и семья Конвей» заняты лучшие актеры города – не преувеличение. Чтобы подчеркнуть это, можно, конечно, перечислить звания и титулы: есть тут заслуженные артисты и лауреаты госпремий, и актеры больших академических театров… Но это все неважно, потому что занята в спектакле и молодежь, а молодежь играет ни чуть не хуже. Имена молодых артистов пока ничего не скажут большинству читателей. Но это не мешает им выглядеть на сцене органично и играть сложнейшие характеры так, что потом, после спектаклях, кажется, что был свидетелем волшебства.

Шутка ли: пьеса построена таким образом, что сперва актер играет своего героя одного возраста, во втором акте играет его же, спустя пару десятилетий, а в третьем вновь возвращается к себе из первого акта. Удивительно, но изменения характеров этих людей показаны настолько тонко, что…

«Для меня этот спектакль – о выборе, который мы совершаем каждую секунду, о милосердии, о любви к своей семье. В конечном итоге, нет ничего важнее семьи», – говорит в интервью Infox.ru Дарья Румянцева, исполнительница главной роли – роли одной из дочерей семейства Конвей.

«Этот спектакль о том, что все наши проблемы происходят, потому что мы не живем настоящим. Мы живем либо мечтами о будущем, либо воспоминаниями о прошлом. Не ценим важных секунд, которые происходят здесь и сейчас. Мы бежим куда-то и не понимаем, что счастливы! Зато потом, спустя время, мы смотрим назад и думаем: как нам было хорошо вот именно тогда!», – делится своими впечатлениями актриса.

«Я пять лет мечтала работать с «Таким театром». Мне казалось, что я чувствую атмосферу, положительный заряд этого театра. И вот, этим летом мне написала Женя Латонина (актриса и помощник художественного руководителя «Такого театра» – Infox.ru), спросила, что у меня с планами на осень. Через какое-то время Саша Баргман предложил мне принять участие в спектакле. Я все бросила – и я счастлива! Мечты сбываются, как видите», – улыбается Дарья Румянцева.

«Я почти никогда не видела, как плачет моя мама, а тем более в театре – она довольно сильный человек. Но после этого спектакля она плакала по-настоящему. Я играла этот спектакль про свою маму, а она смотрела и думала про свою...», – делится впечатлениями Даша.

«Мы вывели с Александром Лушиным (актер и директор «Такого театра» – Infox.ru) такую формулу. «Если мы «сеем» добро, мы получаем от этого удовольствие. Соответственно, если мы не получаем удовольствие, значит в этот момент мы добро не «сеем», но не всегда получение удовольствия является «сееньем» добра», – говорит Румянцева.

«Для меня это не просто спектакль, не просто работа, а бесконечное ощущение счастья и любви», – говорит актриса.

19-дневный Такой фестиваль

Чем, как ни любовью, можно объяснить желание петербургских актеров играть в спектаклях «Такого театра»? На маленькой сцене, с самодельными декорациями, с надеждой на будущее, на то, что, быть может, когда-нибудь, театр получит то, чего заслуживает на самом деле.

По сути, премьерой спектакля завершился Первый международный Такой фестиваль. На следующий после премьеры день, на закрытии фестиваля, директор петербургского молодежного театра на Фонтанке пообещала организаторам, что предоставит в их распоряжение сцену театра для проведения Второго Такого фестиваля.

В 2011 году фестиваль прошел с 1 по 19 декабря и был приурочен к 10-летию Такого театра. В рамках 19-дневного марафона театр показал все свои постановки. Также были показаны спектакли городских театров Приют комедианта, Ops, привезли свои спектакли гости из Москвы и Израиля.

По словам организаторов фестиваля, главной целью было прелъявить городу то, чего добился театр за 10 лет (10 спектаклей), и обратить на себя внимание возможных спонсоров и городских властей.

Полная версия