Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Негромкое шапито в Москве

После большого перерыва с концертом в Москве выступит петербургский актер, поэт и музыкант Антон Духовской. Концерт носит характерное для автора название – «Негромко». Духовской – поэт особого доверительного настроения, попасть в которое может не каждый, но кто попадает – идет по жизни с его песенками (сам Духовской называет свои песни «песенками», а альбомы, соответственно, нумерует – «Песенки-1», «Песенки-2», «Песенки-3»).

Люди, которые слышат Антона, обычно не остаются равнодушными. Причем их мнения делятся на два противоположных лагеря. Одни уходят с концерта с твердым ощущением и желанием вернуться еще. Другие, коих, правда, обычно считанные единицы, – уходят в антракте. Те зрители, что не досиживают до конца, говорят: «Слишком сильно, но слишком грустно». Сам Духовской сказал однажды в интервью, что ему хорошо, «когда грустно-грустно, но при этом очень светло».

В прессе имя Антона Духовского обычно неразрывно связано с определением «петербургский автор». Эта «петербургскость» сквозит во многих, почти во всех его стихах, в том числе и в «Песенке о Москве», которую автор неизменно исполняет в столице: «Не спеши отыскать у прохожих на лицах вечных серых дождей проливную печать, разве ты позабыл, слез не любит столица, и не может терпеть без причины печаль».

«Ни о чем ты их не проси»

Духовской – настоящий петербуржец. Родился в Ленинграде, там провел детство, там и выступает с 1988 года. Несколько лет прожил в Германии. Эти годы оставили в творчестве автора след в виде нескольких песенок, которые он время от времени исполняет – «Прощание с Петербургом» и «Вальсок «Возвращение». «С чего же она начинается, промерзлая эта земля? Мешки барахлом начиняются. Хоть тяжко, а все ж не с нуля... Стоит, покосившись жилищами, как руки, раскинув края, похмельная, грязная, нищая, убогая, злая... Моя...»

Часто говорят, что песенки Духовского делятся на две группы: лирическая поэзия и гражданская. Однако сам автор против такого деления. Он говорит, что пишет о том, что его тревожит. О любви, о встречах и расставаниях, о смысле жизни и о судьбах людей – разных – и известных всем, и тех, которых знал только он, и хочет поделиться со слушателями их историями жизни – будь то доктор Неймарк или музыкант Горовиц, безымянный «великий трубач» или Кристина Живульская, Валентина Матвиенко (песня «Женщина в окне») или «поэт на скамейке»…

Конечно, как человека, переживающего за свою землю, его тревожит судьба России и то, что происходит с ней. «Порой себя ты чувствуешь чужим, не думай слишком пристально об этом. Не вписывается порою жизнь в масштаб национального проекта», – поет с отчаянием Духовской в песне «Такое время». В песне Мальчуган Антон призывает некоего мальчишку «небольшого роста» не иметь дела с нынешней властью: «Сторонись их колонн паскудных. Грязных флагов их не носи. Даже, если кромешно худо, ни о чем ты их не проси. Не проси. Не отмоешь сажи никогда со своей души. В человеческой распродаже ты участвовать не спеши».

«Как после дождя»

Одним из хитов Духовского последних лет стала песенка «Шапито». В ней автор последовательно перечисляет «прелести» цирковой жизни: удав в ржавом тазу, жена акробата, изменяющая ему со шпрехшталмейстером, гимнастка, которую «чего-то не осенит, что от жизни ей ждать – то ли в школу вернуться по осени, то ли тупо рожать», клоун, который «варит зажигалкой на ложечке, голубой порошок». Напряжение нарастает от куплета к куплету, но в конце вдруг: «Но что толку от нашего опыта – это все ни про что. Мы как мальчик восторженным шепотом: «Шапито, шапито».

Кто-то из слушателей воскликнул: «Шапито – это ж про Россию». Вот уж неизвестно, закладывал ли автор этот двойной смысл, но то, что эта песня – одна из самых эмоциональных в творчестве поэта – бесспорно. Оттого, наверное, и звучит она в каждом концерте и вынесена в заглавие третьего альбома, который планируется к изданию.

Когда вдруг в концерте выстраивается череда грустных песенок – таких, что кажется, нет просвета, – Духовской возьмет да споет что-то такое, что зритель улыбнется и… А у Духовского в творчестве много места для света – например, песенка «Не грусти», или песенка о том, как летом на день рождения к мальчику пришел снег, о котором он мечтал, или песенка о продавце мыльных пузырей.

«Концерт Духовского – это как небо, затянутое темными тучами, время от времени из-за которых выглядывает солнце, а к концу концерта погода становится теплой и ясной», – делится впечатлениями один из поклонников в своем блоге. «От концерта остается ощущение свежести прошедшего дождя. За этим ощущением я и хожу на его концерты», – делится впечатлениями блогер.

Не бард, а...

Несмотря не то, что концерт Духовского пройдет в бард-клубе «Гнездо Глухаря» (31 октября), назвать Антона классическим бардом нельзя – разве что от безысходности: не понятно к какому направлению его отнести. Но при выступлениях он неизменно играет на гитаре, к тому же сам пишет – потому и бард, наверное. Хотя у Духовского есть и откровенно роковые песни – «Сто сорок лет», например.

Обычно Духовской выступает в сопровождении второго гитариста – виртуоза Игоря Зоточева и аккордеониста или контрабасиста. Но бывают и концерты с широким музыкальным сопровождением – до семи музыкантов. А благодаря тому, что Духовской еще и мелодист, его выступления становятся праздником для поклонников музыки. Автор некоторое время тому назад пообещал записать альбом, где будет только инструменталка – музыка без слов.

Пока инструментальный альбом не записан – у автора в дискографии значатся – «Песенки» и «Песенки-2», а также коллекционные издания – «Маленькие пижонские песенки» и «Прощание с Петербургом». Издан также альбом по материалам спектакля Духовского – «Галич. Live», где он исполняет песни известного барда.

Полная версия