Москва
23 ноября ‘24
Суббота

Сокамерник Буданова рассказал, почему тот убил Эльзу Кунгаеву

Олег Марголин заявил, что Буданов, откровенничая с ним, утверждал, что не насиловал Кунгаеву. Все произошло случайно, якобы при допросе девушка угрожала найти дочь Буданова и убить ее.

«У меня в том селении, где жили Кунгаевы, находились свои осведомители. Семья Кунгаевых давно была в разработке, мы постоянно следили за их домом. Знали, что Кунгаевы хранили у себя оружие – одни люди приносили им несколько ящиков оружия, другие забирали и уносили в горы… Лично я неоднократно разговаривал с Эльзой – мы были хорошо знакомы. Эта 18-летняя девушка уже тогда была дерзкая – сказалось ее общение с боевиками. Я приезжал к ней, уговаривал ее: «Эльза, прекращай этим заниматься». Она молчала, а потом снова шла в горы...» – приводит в интервью газете «Московский комсомолец» Марголин слова Буданова.

Информаторы сообщили Буданову, что Эльза была снайпершей, говорит Марголин. «Когда мы нагрянули в их дом, Кунгаевы, словно мыши, разбежались. Отец первым выпрыгнул в окно. Зачем ему было скрываться, если он не виновен? Эльза больше других общалась с боевиками и ничего не боялась – вот и осталась в доме. Я к ней: «Одна за всех пойдешь отвечать?». Она нагло выпалила: «Я по-русски не понимаю». Мы повезли ее в часть. Солдаты встретили нас криками: «О, командир снайпершу привез!», – приводит слова Буданова его сокамерник.

«Кунгаева села за стол. Было очень жарко – я разделся до пояса, снял броню, пистолет выложил на тумбочку. Спрашивал у нее: «То, что ты снайперша, мне известно! Рассказывай, где прячут оружие, кто к тебе приходил». Она же завела свою пластинку: «Я вас убивала и буду убивать всех подряд». Я понял, что беседовать с ней бесполезно. Уже махнул рукой, думал передать ее Федорову – пусть он ее допрашивает, потом отвозит в Моздок. Отвернулся. И вдруг слышу, как она бормочет: «Я все знаю за тебя. Знаю, где твоя семья. Найду твою дочь и ее кишки на автомат намотаю». Я не сразу понял, что она шепчет, думал – послышалось. И в этот момент Кунгаева рванула к пистолету. Я схватил ее за шею: «Что ты сказала?». И она снова: «Я кишки твоей дочери на автомат намотаю». У меня сразу фотография ребенка перед глазами – и тут Кунгаева ногами дергает, дочка – Кунгаева... Я даже не понял, как сжал руки и переломал ей хребет. Затем отбросил ее в сторону. Выбежал на улицу и кинул солдатам: «Забирайте снайпершу!». Ребята переглянулись: «Снайперша?» Я им: «Снайперша, снайперша...» Кунгаева на тот момент еще подавала признаки жизни, дергалась. Солдаты забрали ее. Видимо, потом издевались над ней... Позже, когда производили эксгумацию тела, обнаружили у нее следы от саперной лопатки. Я же даже из дома не вышел», – вспоминает Марголин слова однокамерника.

По словам Марголина, он пообещал Буданову, что передаст эти слова его сыну, если с Будановым что случится.

Юрий Буданов

Буданов был застрелен 10 июня около полудня при выходе из нотариальной конторы на Комсомольском проспекте, у дома 38/16. Неизвестный четыре раза выстрелил Буданову в голову из пистолета. От полученных огнестрельных ранений тот скончался на месте происшествия.

Буданов был фигурантом сразу двух резонансных процессов о военных преступлениях. Прежде всего, это дело об убийстве Эльзы Кунгаевой. Буданов был арестован в рамках него в марте 2000 года. В ходе следствия он показал, что, посчитав жительницу селения Тангши-Чу Кунгаеву снайпером одного из бандформирований, приказал подчиненным доставить девушку в расположение полка, после чего – во время допроса – задушил ее, поскольку Кунгаева якобы оказала сопротивление и попыталась завладеть оружием. Впоследствии Буданов, не отрицая факта убийства, настаивал на том, что действовал в состоянии аффекта.

В июле 2003 года Северо-Кавказский окружной военный суд признал Буданова виновным в превышении должностных полномочий, а также похищении и убийстве Кунгаевой. Буданов был лишен воинского звания и ордена Мужества и приговорен к десяти годам колонии строгого режима, после чего этапирован в одну из колоний Ульяновской области.

В сентябре 2004 года ульяновская региональная комиссия по помилованию удовлетворила очередное прошение Буданова о помиловании. Однако такое решение вызывало протесты чеченской общественности, и 21 сентября осужденный отозвал прошение. Тем не менее, в декабре 2008 года Димитровградский суд Ульяновской области вынес решение об условно-досрочном освобождении бывшего полковника, и в январе 2009 года Юрий Буданов вышел на свободу.

На процессе интересы Кунгаевой защищал известный адвокат Станислав Маркелов, застреленный в Москве в январе 2009 года вместе с журналисткой Анастасией Бабуровой. Маркелов за несколько часов до убийства сообщил журналистам, что намерен обжаловать отказ суда рассмотреть его кассацию об УДО Буданова. После убийства адвоката наблюдатели выдвигали версию, что преступление может быть связано как раз с местью со стороны Буданова, но позднее эти догадки не подтвердились. В рамках дела были задержаны и осуждены Никита Тихонов и Евгения Хасис, а мотивом, по данным следствия, явилось неприятие общественной позиции Маркелова, который был активным участником антифашистского движения.

Уже через несколько месяцев, в июне 2009 года, стало известно, что Буданов был допрошен в качестве подозреваемого по уголовному делу об убийстве жителей Чечни. По информации Следственного комитета, в 2000 году 18 жителей Чеченской Республики были незаконно лишены свободы на блокпосту, расположенном у населенного пункта Дуба-Юрт Шалинского района. Трое из них в последующем были обнаружены убитыми. Ряд местных жителей утверждал, что Буданов причастен к совершению этого преступления.

Однако спустя несколько дней СК сообщил, что подозрения в убийстве жителей Чечни с Буданова сняты. Согласно материалам комитета, Буданов показал, что не мог физически находиться на блокпосту во время исчезновения 18 жителей. Показания Буданова были подтверждены материалами уголовного дела.

Полная версия