Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Левитин вошел в тройку самых коррупционных министров

Кудрин, Левитин и Голикова возглавили рейтинг министров с самым высоким коррупционным медиаиндексом.

Проведено исследование того, как хозяйственно-экономический блок правительства РФ упоминается в центральной прессе в контексте темы коррупции. «Победителем» рейтинга стал глава Минфина Алексей Кудрин, но его победа сродни технической — «по очкам» его догоняет руководитель Минтранса Игорь Левитин, пишет «Московский комсомолец».

Замер числа упоминаний в центральной прессе в контексте коррупции (в том числе и борьбы с нею) охватывает период с июня 2010 по май 2011 года. Его провела «Группа 808. Информационный аудит», которая готовит независимые исследования информационных полей средств массовой коммуникации. Самый высокий медиаиндекс по упоминаемости в контексте коррупции получил от исследователей вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин. С небольшим отрывом за ним следует глава Минтранса Игорь Левитин. Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова существенно отстает от чемпионов рейтинга, что не мешает ей занимать третью строчку. Затем следует глава Минспорттуризма Виталий Мутко, и замыкает «топ-5» министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Методику подсчета медиаиндекса нельзя назвать однобокой — для объективности используется несколько факторов. Учитываются не только прямые упоминания о признаках недобросовестного поведения со стороны персоны, намеки и прямые обвинения в нарушении деловой и ведомственной этики. Если в материале, посвященном коррупции в определенной сфере, ответственный за эту отрасль чиновник упоминается косвенно, это тоже играет роль при составлении подобного рода чартов. И, наконец, берутся в расчет заявления и инициативы медиаперсоны в сфере борьбы с коррупцией в подведомственной отрасли. Именно поэтому «победа» Кудрина считается довольно условной: основная часть упоминаний министра финансов в контексте коррупции не носила негатива по отношению к нему лично.

Кроме того, долю публикаций, прямо или косвенно обвинявших его в личной корысти, исследование называет незначительной: «Анализ публичной активности Кудрина заставляет сделать вывод, что он — единственный из министров-участников настоящего рейтинга, кто предпринимает попытки сделать тему борьбы с коррупцией элементом своего позиционирования в медиапространстве». К таковым попыткам относятся выступления на коллегии Федерального казначейства и Красноярском экономическом форуме в марте 2011 года. Медиакарму главному пессимисту российского правительства испортили, в частности, материалы о «деле Сторчака», критика бюджетной политики в целом и оговорка самого министра — «Борьба с коррупцией — главное зло».

Остальные министры из «топ-5» находятся в принципиально ином положении. Дорожное строительство, спорт, здравоохранение и образование небезосновательно считаются россиянами коррумпированными сферами. Что соответственным образом сказывается на имидже ответственных министров. Поэтому, по мнению авторов исследования, их работа дает представление о том, кто именно из членов правительства хозяйственно-экономического блока оказывает наиболее негативное влияние на образ кабинета министров.

Обладатель «серебра» в рейтинге, Игорь Левитин, в первую очередь упоминается в российской прессе в связи с коррупцией в курируемой сфере. Воровство в дорожной отрасли зачастую подается как аксиома, которая тем не менее требует новых и новых доказательств. И таковые неустанно находятся: тема коррупции в дорожном строительстве поднимается в связи с более узкими вопросами. Временный запрет Минтранса на движение по российским дорогам грузовиков с осевой нагрузкой более 5 тонн назывался «кормушкой для своих», а реформа железнодорожного транспорта связывалась с интересами Минтранса.

Но почти треть упоминаний Левитина в контексте коррупции связана с Химкинским лесом и предполагаемой причастностью главы Минтранса к неблаговидным схемам вокруг строительства скоростной трассы «Москва—Санкт-Петербург». Основой для подозрения стало исследование международной правозащитной организации Transparensy International-R. Напомним, эксперты организации пришли к выводу, что «за строительством коммерческой автострады «Москва—Петербург» может скрываться интерес министра транспорта Левитина». Ведь Левитин одновременно возглавляет и Совет директоров аэропорта «Шереметьево», а значит, может быть заинтересован в том, чтобы магистраль проходила мимо подконтрольного авиаузла. Кроме того, защитница Химкинского леса Евгения Чирикова высказывалась о связи компаний, которые занимаются прокладкой дороги, с фирмой, в которой Левитин работал до назначения министром транспорта. А прошлогодний коллапс на Ленинградке из-за ремонта Октябрьского путепровода подозревался в своей искусственной природе. Как раз в это время приезжала делегация Европейского банка реконструкции и развития, от которой зависело финансирование «альтернативной» трассы через Химкинский лес.

Значительное число раз Левитин косвенно упоминался в контексте коррупции в связи с выведением федеральных чиновников из состава Советов директоров коммерческих компаний. Активное продвижение Минтрансом и лично Игорем Левитиным идеи возрождения дорожных фондов также подвергалось критике, говорится в исследовании. Так, предыдущий негативный опыт существования территориальных и федеральных дорфондов заставлял усомниться в целевом расходовании собранных средств. Причем не только прессу — команду скептиков возглавлял президент Дмитрий Медведев, который напоминал Левитину об обвинениях в неэффективности и коррупции, преследовавших идею с дорожными фондами. Проволочки с упрощением процедуры регистрации морских судов медиааналитики также сочли камнем в огород Левитина. «На каждом этапе — от конторы капитана порта до таможни — в России надо давать взятки», — цитирует исследование “Новую газету”.

Впрочем, оставшиеся участники «топ-5» рейтинга не могут похвастаться столь разносторонними интересами. За год половина упоминаний в СМИ каждого из них в контексте коррупции связана с одной конкретной темой. Так, Мутко «проходил» , в основном, в материалах о растрате при подготовке Олимпиады в Ванкувере, Голикова — в связи с критикой от знаменитого детского хирурга Леонида Рошаля (53%), а Фурсенко — из-за ситуации с проведением единого госэкзамена (48%).

Впрочем, не исключено, что в следующем выпуске исследования Левитин займет первое место по индексу упоминаемости в контексте коррупции. После трагической гибели десятков пассажиров теплохода «Булгария» снова встала проблема о безопасности на транспорте. До этого она поднималась после теракта в «Домодедово», но, как водится, сошла на «нет». Теперь же предстоит обсуждение безопасности на водном транспорте. Среди ключевых вопросов — кто разрешил старому судну, не оборудованному достаточным количеством спасательных средств, перевозить детей? И почему ответственные ведомства закрывали глаза на то, что накренившийся теплоход брал на борт почти в два раза больше пассажиров, чем мог? Ответы на эти вопросы вполне могут поднять новую волну материалов о коррупции в транспортной сфере. А для коррупционного медиаиндекса чем хуже — тем лучше.

Полная версия