Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Космос дорог страховщикам

Последний год оказался богат на страховые случаи в космической отрасли. Сначала невероятно смешные деньги, выплаченные малоизвестным страховщиком за утерянные «Глонассы», а теперь и «Росгосстрах» со своим иском к ФГУП «Космическая связь».

Страховщик обвиняет провайдера околоземных услуг в неверно сделанном выборе более дорого страхового полиса от ОСАО «Ингосстрах». «Росгосстрах» же считает, что его цена страховки оптимальна. Однако, если разобраться, то во всем есть подоплека, особенно для будущего клиента и страховщика, тем более когда речь идет об обеспечении потенциальной выплаты на 7 млрд. рублей. В итоге никто не хочет оказаться без денег, и это логично. Только одни в этой ситуации хотят заработать без гарантий выплат, а вторые все-таки получить эти деньги.

Свою жалобу «Росгосстрах» направил во все доступные для этого места при такого рода разбирательствах: от департамента контроля за госзаказом антимонопольной службы до Арбитражного суда города Москвы, сообщает Агентство национальных новостей. Суть жалобы сводится к следующему: нашу заявку незаконно отклонили, хотя она и была дешевле на сто с лишним миллионов рублей. Выбор снова почему-то пал на «Ингосстрах». Тут нужно отдать должное «Росгосстраху» и отметить, что современная история страхования рисков ФГУП «Космическая связь», между прочим, структуры обеспечивающей связь, цифровое телевещание и управление спутниками и сетями, перешагнула на второй десяток лет. При этом, большую часть этого времени ФГУП традиционно страховалось именно в «Ингосстрахе».

Этому фактору можно найти довольно простое объяснение. Оно кроется даже не в том, что указанный страховщик - какой-то особый партнер. Просто «Ингосстрах» доказал за все это время, что может урегулировать убытки. В 1998 году он выплатил 80 млн. долларов за спутник Центробанка, в 2000 году еще выплата в 12,5 млн. долларов за космический аппарат «Экспресс-А1».

В 2009 году «Ингосстрах» урегулировал еще один крупный убыток в сегменте космических рисков – речь идет о выплате за частичную гибель космического аппарата «Экспресс-АМ2» вследствие аномалии в работе поворотного устройства солнечных батарей, где размер оплаченного убытка составил 1,07 млрд. рублей.

История отношений между космосом и «Росгосстрахом» не так богата на случаи урегулирования. В 2002 году ФГУП пошел на поводу у низкой цены, и тогда «Росгосстрах» триумфально застраховал риски по запуску спутника «Экспресс-А4», который позднее пришлось признать «частично вышедшим из строя».

Однако с выплатой случилось что-то непонятное. Сначала ФГУП пыталось получить свои деньги мирным путем, но, спустя два года, обратилось в суд. Иск от «Космической связи» был подан на действительно астрономические тогда для страхового рынка суммы - 1,5 млрд. рублей. И это случилось лишь в 2004 году. Прошло еще два года тяжб, и только в 2006 году, аж через четыре года после наступления страхового события, «Росгосстрах» согласился выплатить по мировому соглашению 698 млн. рублей.

Согласно конкурсной документации, «Росгосстрахом» заявляется срок урегулирования убытка в срок до одного дня, а «Ингосстрахом» – в одни сутки. «Второе хоть как-то больше похоже на правду, – объясняет специалист по перестрахованию и уточняет почему. – За это время компания может агрегировать средства со счетов и отправить их в качестве авансового платежа, но условия расчетов России такие, что приличного объема платеж будет в любом случае идти сутки».

«Нельзя не отметить и другой аспект, – продолжает он. – «Ингосстрах» самостоятельно размещает свои риски на континентальном и островном перестраховочных рынках все эти годы, не нуждаясь в рекомендациях, как вы говорите русские – «примелькался», это дает скидки и отношение. А риск по «Космической связи» для «Росгосстраха» котировали мои коллеги по западному брокерскому рынку, и хотелось бы увидеть список перестраховщиков, согласившихся брать космические запуски на таких условиях и за такие деньги».

Вот и российские страховщики, и эксперты рынка в неофициальных беседах, выражая общее настроение, говорят: не хотелось бы, как в истории с «РОСНО» и урегулированием убытка по Саяно-Шушенской ГЭС, узнавать новые имена швейцарских компаний типа Infrassure, которые вдруг отчего-то решают не исполнять свои обязательства. Но если в случае с «РОСНО» за спиной последней стоит немецкий страховой колос Allianz, то «Росгосстрах» в подобной ситуации окажется в ином положении, чем дочка германского концерна.

Дело в том, что, как сообщается в апрельском обзоре ИНТЕРФАКС-АФИ «Как чувствуют себя крупные страховщики после кризиса» со ссылкой на расчеты «Интерфакс-ЦЭА» финансовое положение «Росгосстраха», конечно, по оценочному суждению, не так блестяще, как можно представиться на первый взгляд.

Черные дыры

Как следует из отчета относительная величина заемных средств и прочей кредиторской задолженности к капиталу отражает уровень риска, который возникнет у страховщика в случае исполнения компанией своих обязательств. Катастрофическое в этом плане положение наблюдается у «Росгосстраха» – объем его нестраховых обязательств превышает весь объем капитала более чем в 2 раза. Ближайшие «соперники» по данному показателю – «Уралсиб», у него задолженность составляет более половины размера капитала, и «Ренессанс страхование», – до трети капитала может быть выделено на исполнение обязательств по займам.

Смущают две цифры из годового отчета «Росгосстраха» – в 20,508 млрд. рублей, которые компания заняла тем или иным способом: в отличие от других сфер деятельности, страховщики обычно не прибегают к использованию заемных средств. Но в случае если это произошло, то, по-видимому, основными направлениями их использования являются развитие новых направлений бизнеса или приобретение дочерних компаний.

По оценкам ряда специалистов иногда привлеченные средства российские страховщики используют для пополнения ликвидности в целях выполнения надзорных нормативов по покрытию резервов и капитала. Вторая цифра чуть больше – 20,516 млрд. руб. Это так называемая прочая кредиторская задолженность, куда обычно входит техническая задолженность перед персоналом, задолженность по инвестиционным расчетам, перед налоговыми органами.

Но бывает, что в составе прочей кредиторской задолженности также маскируются и скрытые операции кредитования и РЕПО-сделки для формального восстановления ликвидности. Также под вопросом и то, на чье имя «Росгосстрах» выдал обеспечений обязательств и платежей аж на 20,4 млрд. рублей за прошлый год. И еще: согласно данным из годового отчета «Росгосстраха», компания более чем удачно нарастила за прошлый год управленческие расходы, с 6 до 9 млрд. рублей.

Но наверняка это никак не сказывается на финансовом положении компании. И можно практически с уверенностью сказать, что не поступившие на счет страховщика средства от «Космической связи», никаким образом бы не ухудшили финансовые показатели «Росгосстраха».

И неужели теперь, после этих цифр, у кого-то поднимется рука осудить неизвестного чиновника от космоса, которому явно не хотелось повторить «подвиг космонавта Перминова», курировавшего головную структуру всей космической отрасли – «Роскосмос» и поплатившегося за срыв запусков «Глонасс»?! Да тут еще риск и без денег остаться в случае беды, с перспективой очередного долгосрочного похода в суд. Ведь программа запуска сформирована, согласована со всеми участниками и средства на нее всегда нужны здесь и сейчас.

Полная версия