Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Мосгорсуд начал рассматривать кассацию по делу Ходорковского

Мосгорсуд начал рассмотрение кассационной жалобы на приговор по второму уголовному делу в отношение Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Рассмотрение должно было начаться еще неделю назад, однако было отложено по инициативе судьи. Он объяснил это необходимостью изучения дополнительных кассаций защиты.

Кассационные жалобы Ходорковского, Лебедева и их адвокатов рассматривает коллегия из трех судей под председательством Владимира Усова, который является одним из самых опытных судей Мосгорсуда. Защиту осужденных в процессе представляют четыре адвоката, среди которых Алексей Мирошниченко, Юрий Шмидт, Вадим Клювгант, Константин Ривкин, остальные защитники присутствуют в зале как зрители. Сторона обвинения представлена двумя прокурорами – Валерием Лахтиным и Гульчехрой Ибрагимовой.

Зал заседания полностью заполнен, на процесс пришли родственники подсудимых, иностранные наблюдатели и журналисты, которым отвели места, на которых обычно располагаются присяжные заседатели. В начале судебного заседания судья выяснил данные участников процесса и выяснил, доверяют ли они рассматривать дело данному составу суда. Отводов судьям никто не заявлял.

На стадии ходатайств адвокат Лебедева Константин Ривкин попросил суд разрешить пользоваться проектором, чтобы его подзащитный мог проиллюстрировать свою речь. Однако суд отклонил данное ходатайство, согласившись с мнением прокуроров.

Выступление Ходорковского

«Я такой наглости, такого вопиющего правового нигилизма не ожидал даже от басманного правосудия. Наплевали на ст.90 УПК, на Закон о судоустройстве, на решения Конституционного суда. Поставили себя на место надзорной инстанции. Это что, суд, который надо уважать? Это что, правовое государство? Так и хочется спросить уважаемую мной Ольгу Александровну Егорову: что за юридическая махновщина творится в московских судах?» – сказал Ходорковский.

Михаил Ходорковский:«Просто вы представляете московское правосудие. А Москва мне небезразлична. Москва – мой родной город. Отсюда на войну ушел мой дед. Здесь прожили свою жизнь мои родители».
«Председатель Верховного Суда признает: больше половины дел, подготовленных следствием, для суда не годится. Можно ли поверить, что надзирающие прокуроры, получив максимум за 10 дней до процесса по 50 томов (а в нашем случае 200 томов) среднего экономического дела, работают с такой эффективностью? Где эти гении, за 10 дней вычищающие всё, навороченное за годы следствия? Мы за 8 лет таких не встречали. Я, конечно, господина Лахтина в виду не имею. Не смешно! Десяткам тысяч неправедно осужденных ежегодно – совсем не смешно! 15% предпринимателей подвергнуто уголовным репрессиям», – отметил Ходорковский.

Председательствующий (уже не в первый раз) попросил Михаила Ходорковского говорить исключительно по сути кассационного дела. Поднялся адвокат Юрий Шмидт: «Вы, Ваша честь, нарушаете права моему подзащитного. Это все по существу. Это все тесно связано».

«Исправить этот приговор нельзя, косметика будет выглядеть глупо. Значит, - либо отменяйте, либо присоединяйтесь к преступникам, плюющим на закон», – обозначил для судей альтернативу Михаил Ходорковский.

«Что за юридическая махновщина творится в московских судах? Мне милость не нужна, снижения сроков я не прошу, либо отменяйте приговор, либо становитесь такими же преступниками (как его авторы)», – сказал экс-глава ЮКОСа. «Моя судьба решается не в судах», – считает Ходорковский. Он также сдержанно отозвался о судье Викторе Данилкине, назвав его «в меру порядочным человеком, но неспособным держать удар системы».

Вскоре Ходорковский закончил свое выступление: «Правовое государство без честного суда не бывает, более того, именно с него оно начинается. За отсутствие правового государства наш народ уже заплатил миллионами жизней. Хватит! Крушение права – это уничтожение будущего страны. Это – предательство. А предательству нет извинения».

4948 листов в день

Впрочем, сами адвокаты скептически относятся к процедуре кассации. Согласно опубликованной на сайте пресс-центра Ходорковского информации, судьи Мосгорсуда должны были бы прочитывать по 4948 листов в день при подготовке к кассации, «если бы им действительно нужно было к ней готовиться».

«Второе дело Ходорковского-Лебедева на сегодняшний день насчитывает 275 томов (188 томов сверстало следствие, 87 томов сформированы в ходе хамовнического процесса). Так называемые судебные тома содержат в себе и протоколы судебных заседаний. Каждый том ориентировочно сшит из 250 листов. Умножая тома на листы, выходим на ошеломляющие 68 750 листов». Добавляем к этим листам еще 530, которые адвокаты послали Виктору Данилкину. В итоге получается, что кассационной инстанции до 17 мая даже без учета кассационных жалоб следовало бы вчитаться в 69 280 листов дела. И это за 14 рабочих дней (отсчет велся с 25 апреля – именно в этот день, по словам пресс-секретаря Мосгорсуда Анны Усачевой, дело поступило в кассационный суд). То есть 4948 листов в день», – сообщал пресс-центр накануне первого заседания.

Дело против судьи

17 мая Михаил Ходорковский и Платон Лебедев направили в Следственный комитет России заявление с требованием возбудить уголовное дело в отношении председателя Хамовнического суда Москвы Виктора Данилкина.

«Сегодня мы направили заявление на имя главы СК РФ Александра Бастрыкина, а также генпрокурора России Юрия Чайки с требованием привлечь к уголовной ответственности Данилкина, руководителей и судей Московского городского суда, а также следователей Каримова и Алышева, прокуроров Лахтина, Шохина, Ибрагимову, Смирнова и иных лиц за вынесение заведомо неправосудного приговора, сопряженного с воспрепятствованием правосудию», — уточнила защитник подсудимых Елена Липцер.

В своем заявлении Ходорковский и Лебедев пишут, что суд над ними сопровождался «злостным игнорированием действующего законодательства и фактических обстоятельств дела». «Многочисленные факты преступных злоупотреблений вскрывались и подробно анализировались в ходе судебного разбирательства». – Говорится в документе. – «Следовательно, речь идёт исключительно об умышленных фальсификациях, служебном подлоге, вмешательстве в осуществление правосудия, сопряжённом с превышением должностными лицами своих полномочий и совершённом с целью вынесения заведомо неправосудных судебных актов, а также о вынесении таковых актов. Конечной целью этих преступных действий являлось не допустить выхода Ходорковского и Лебедева на свободу, то есть осуществить расправу над ними под видом уголовного судопроизводства».

Приговор Хамсуда

Хамовнический суд Москвы в конце декабря 2010 года приговорил Ходорковского и Лебедева к 14 годам колонии, признав их виновными в хищении нефти и отмывании выручки компании. Ходорковский и Лебедев требуют отменить приговор, а уголовное дело в отношении них прекратить за отсутствием события и состава преступления.

Поскольку приговор обжалован, в законную силу он пока не вступил. По первому делу Ходорковский и Лебедев в 2004 году были приговорены к восьми годам лишения свободы.

Полная версия