РЖД получат 25 млрд из госбюджета за то, что электрички ездят по рельсам
ОАО «Российские железные дороги» в 2011-2012 годах получит из госбюджета по 25 миллиардов рублей в качестве компенсации платы, которую сейчас пригородные пассажирские компании должны выплачивать РЖД за пользование железнодорожными путями – так называемую инфраструктурную составляющую, написал в своем блоге президент РЖД Владимир Якунин.
Проблема возмещения выпадающих доходов РЖД от пригородных перевозок остро стояла на протяжении многих лет. «Пригородные убытки» компенсировались за счет перекрестного субсидирования, то есть за счет доходов от грузовых перевозок. В госбюджете на 2011 год впервые предусмотрены средства для возмещения таких убытков. Изначально планировалось, что 25 миллиардов рублей будет выделено на покрытие «пригородных убытков» перевозчика в виде трансферта из федерального бюджета регионам. В качестве вариантов называлось и внесение этих средств в уставные капиталы ППК.
Однако в конце апреля вице-премьер Александр Жуков сообщил, что 25 миллиардов рублей, зарезервированные в госбюджете на компенсацию регионам «пригородных убытков», предлагается направить напрямую РЖД для оплаты инфраструктурной части тарифа, то есть платы за пути, которую в настоящее время выплачивают ППК. Еще одной мерой поддержки, по словам вице-премьера, должна стать передача в течение двух лет всего подвижного состава РЖД, находящегося в аренде у пригородных компаний, в их собственность, передает РИА "Новости".
«Спешу поделиться новостью с конференции партии «Единая Россия», на которой я присутствовал в Волгограде. По поручению премьер-министра Владимира Владимировича Путина было объявлено о решении выделить ОАО «РЖД» 25 миллиардов рублей на компенсацию расходов на инфраструктурную составляющую в 2011 году и столько же в следующем», – написал Якунин.
Государство будет компенсировать ОАО «РЖД» инфраструктурную составляющую в течении двух лет – до завершения процесса реформирования пригородного сектора – для достижения безубыточности этого вида перевозок.
«По сути – это плата за пути, которую РЖД раньше предъявляла пригородным компаниям и которая была включена в стоимость билета для пассажиров», – пояснил глава РЖД.
Помимо этого субъекты РФ, заинтересованные в развитии пригородных перевозок, продолжил Якунин, должны изыскать средства, чтобы обеспечить необходимый объем этих перевозок и уровень сервиса для своих жителей. Это, по данным главы РЖД, потребует дополнительных дотаций в размере около 15 миллиардов рублей в целом по стране.
«С учетом того, что по такой схеме достигается безубыточность пригорода, мы вместе с субъектами федерации начинаем работу по внесению в совместные предприятия (пригородные компании) материальных активов», – добавил глава РЖД.
Со своей стороны РЖД вносит активы в виде электричек, депо, обустройств пригородных станций, а регионы должны в соответствующей пропорции внести деньги, которые пойдут на приобретение нового подвижного состава, улучшение сервисов и т.д.
«На ближайшие два года – около 40 миллиардов рублей. Это так называемая «переходная схема». Одновременно вместе с региональными властями мы начнем прорабатывать базовую, по сути дела долговечную модель работы пригородного железнодорожного сообщения, о чем получили соответствующее распоряжение. Уверен, что общими усилиями ситуация в пригороде, которая получает так много нареканий, начнет выправляться», – пишет Якунин.
Перевозки пассажиров в пригородном сообщении с 2011 года осуществляют пригородные пассажирские компании. ППК создаются для обеспечения прибыльности таких перевозок.
Пригородные компании учреждаются в форме акционерных обществ, либо как совместное предприятие компании и региона, либо как стопроцентная «дочка» РЖД. Некоторые субъекты отказываются от участия в ППК – тогда РЖД получает 100% минус одна акция. В большинстве пригородных компаний, которые создаются совместно с регионами, РЖД владеет контрольными пакетами.