Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Правозащитники считают, что заключенные подожгли колонию в знак протеста

Одновременный поджог в ночь на 17 апреля большинства строений исправительной колонии № 10 в городе Краснокаменске мог стать ответомосужденных на произвол ее сотрудников, считает директор Забайкальского правозащитного центра Виталий Черкасов.

По информации Краснокаменской межрайонной прокуратуры, поджог в колонии номер 10 города Краснокаменск совершила группа осужденных. Следствие выявило 25 организаторов и участников поджога. Подозреваемые изолированы от основной массы заключенных.

Колония общего режима номер 10, которая расположена в 550 километрах от Читы, известна тем, что здесь в 2005--2006 годах отбывал наказание экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, осужденный на восемь лет лишения свободы за мошенничество и уклонение от уплаты налогов.

По мнению Виталия Черкасова, отрицательно настроенные осужденные не могли прошедшей ночью беспрепятственно передвигаться по территории колонии и поджигать здания, на чем настаивает руководство краевого УФСИН. «Если они характеризуются отрицательно, они должны содержаться под замком в отряде строгих условий содержания либо в ШИЗО или ПКТ», -- уверен Черкасов.

Правозащитник объявил, что разом вспыхнувший пожар во всех спальных помещениях, отделенных друг от друга – это шаг отчаяния большинства осужденных, не имеющих других способов обратить внимание на свое бедственное положение общественности и надзорных органов.

«Последний месяц в наш центр поступали сведения о том, что осужденные ИК-10 режут себе вены и объявляют голодовки. Объяснялось это произволом персонала учреждения. Якобы в колонии есть отряд, где руками лояльных зеков «ломают» тех непокорных, кто отказывался сотрудничать с администрацией. Попасть в этот отряд опасались многие, так как выйти оттуда они могли уже в статусе изгоя», – говорится в поступившем в Infox.ru заявлении правозащитников.

Проверить эту информацию официальным путем правозащитники не могли, «так как УФСИН – самая закрытая и непрозрачная структура в крае. От любых контактов с общественностью его руководство отказалось в 2005 году, когда из Москвы в ИК-10 этапировали осужденного Михаила Ходорковского. Однако информация о массовых нарушениях прав осужденных из колоний в тот период не поступала», – говорится в пресс-релизе.

Ситуация изменилась в апреле 2010 года, когда кресло начальника краевого УФСИН занял Владимир Никитеев, до этого возглавлявший пост первого зама начальника ГУФСИН по Иркутской области. Из колоний стали просачиваться сведения о бесчинствах персонала. Эта информация поступала, в том числе, и из ИК-10. Но подтвердить ее либо опровергнуть из-за полной закрытости структуры УФСИН правозащитникам не удавалось.

В январе 2011 года руководство УФСИН окончательно выпустило ситуацию из-под контроля. Из исправительных колоний № 3 и № 5, расположенных в Чите, в массовом порядке стали поступать жалобы на изощренные пытки и издевательства. О произволе стало известно общественности и СМИ. Матери осужденных осадили колонии, вышли в центре Читы на митинг. Забайкальский правозащитный центр по горячим следам собрал доказательства бесчинств сотрудников пенитенциарных учреждений.

«Но прокуратура и следственное управление на наш сигнал отреагировали несерьезно. Прокуратура в тот же день, не дожидаясь окончания 10-дневной проверки, распространила в СМИ пресс-релиз, что информация о пытках в колониях не подтвердилась. А следственное управление поручила проверку молодым следователям, которые вместо сбора доказательств просто не мешали сотрудникам колоний скрывать очевидные улики своего произвола», – говорит Виталий Черкасов.

По мнению правозащитника, если бы в январе надзорные и следственные органы объективно и принципиально отреагировали на массовые нарушения прав осужденных ИК-3 и ИК-5 города Читы, то порядок и законность можно было своевременно восстановить и в других колониях Забайкальского края, в том числе и в краснокаменской ИК-10.

Палатки на пепелище

Власти Забайкалья предоставили 10 палаток на 500 мест для размещения части заключенных сгоревшей колонии, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу краевого УФСИН.

«По распоряжению губернатора края Равиля Гениатулина из госрезерва выделены 10 палаток на 500 мест, постельные принадлежности для осужденных. Проводятся мероприятия по организации и установке палаточного городка. Около 250 осужденных будут перевезены в ближайшее время в другие исправительные учреждения края. Оставшаяся часть спецконтингента будет размещена в восстановленных после пожара зданиях ИК-10», – сказано в сообщении.

По информации УФСИН, в настоящее время в колонии ведутся работы по восстановлению помещений, пострадавших от поджогов. В первую очередь это помещения столовой, банно-прачечного комбината, общежитий двух отрядов.

«На 50% повреждены производственные участки столярного и швейного производства. В настоящее время оставшиеся неповрежденными помещения освобождаются от оборудования и готовятся для размещения в них осужденных», – сказано в пресс-релизе. Ранее сообщалось, что другие исправительные колонии готовы принять погорельцев.

Возбуждено уголовное дело по статье «организация и участие в массовых беспорядках». Всего в сгоревшей ИК №10 содержались 1112 человек.

Полная версия