Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Белорусский оппозиционер сбежал из страны

Освобожденный под подписку о невыезде кандидат в президенты Белоруссии Алесь Михалевич, обвиняемый по делу о массовых беспорядках в Минске, написал в своем блоге, что сейчас находится в «недосягаемом для КГБ месте».

Алесь Михалевич написал в своем блоге: «Меня вызывают для проведения следственных действий в КГБ. Я имею основания считать, что из здания КГБ уже не выйду. Потому меня в КГБ не будет. Сейчас я нахожусь в надежном месте, не в зоне досягаемости белорусского КГБ. Собираюсь продолжать работу над прекращением пыток и освобождением всех, кто незаконно содержится по политических мотивам в тюрьмах».

Движение «За свободу» сообщает, что Михалевичу удалось ночью выехать из страны, дорога в «надежное место» заняла сутки. Семья осталась в Минске, сообщает белорусский сайт «Хартия 97». «Для меня существует единственная причина, которая оправдывает такие мои шаги, — это реальная физическая угроза, — заявил Михалевич сайту движения «За свободу». — Все видят, что эти люди готовы пойти на все, в их действиях нет законности и открытости».

Политик является обвиняемым по уголовному делу о так называемых массовых беспорядках в Минске 19 декабря 2010 года (ст. 293 УК). Он был задержан в ночь на 20 декабря. Через два месяца, 19 февраля, его отпустили из СИЗО КГБ под подписку о невыезде.

28 февраля на пресс-конференции в Минске Алесь Михалевич заявил, что из СИЗО КГБ его освободили после согласия стать агентом. По словам политика, на этот шаг он вынужден был пойти «из-за ужасных условий содержания в СИЗО, которые можно расценить как пытки». Как утверждает Михалевич, в тюрьме КГБ его ставили на растяжку в наручниках, выводили на холод, заставляли стоять возле стены 40 минут, не выключали электрический свет в камере, пол в камере красили краской на ацетоне и заставляли заключенных дышать этими испарениями, содержали в переполненной камере.

Заявления Михалевича о пытках, методах вербовки и условиях содержания в СИЗО КГБ арестованных оппонентов Лукашенко вызвали широкий резонанс в Белоруссии и за рубежом, отмечает ВВС.

«Теперь у Михалевича развязаны руки. Он может широко распространить информацию о том, чему сам стал свидетелем, через программы ООН, Красного Креста. Некоторые хотели бы от него жертвенности, говорят и пишут, что политик должен «идти до конца» в этом написанном властями сценарии, но Алесь правильно сделал», – считает соратник Михалевича по движению «За свободу» Юрий Губоревич.

Между тем, ряд оппозиционных политиков в Минске высказывают опасения, что побег Михалевича осложнит судьбу арестованных после выборов 19 декабря.

Михалевич мог покинуть страну через белорусско-российскую границу, полагают наблюдатели в Минске. Граница внутри союзного государства Белоруссии и России существует административно, но не охраняется строго, пункты пограничного и таможенного контроля существуют только на основных автомагистралях.

Официально побег Михалевича из страны представители силовых ведомств пока не комментируют.

Полная версия