Дмитрий Медведев пообещал наказать напавших на Кашина
Дмитрий Медведев пообещал наказать напавших на Олега Кашина лиц. Президент считает, что это нападение на журналиста не является «общеуголовным преступлением». «Судя по почерку, обычно так кошельки не воруют... Раз это так – это целенаправленное действие, и люди, которые к этому причастны, должны быть изобличены и наказаны», – сказал Медведев.
«Силы эти должны быть установлены. Кто бы ни был причастен к этому преступлению – он будет наказан, независимо от его положения, его места в общественной системе координат, независимо от других его заслуг, если таковые есть», – заявил президент на встрече с сотрудниками «Российской газеты».
Медведев также сообщил, что обсудил с главой МВД Рашидом Нургалиев ход следствия. «Они собирают доказательства, занимаются выемкой возможных доказательств, которые находятся вокруг», – сказал глава государства.
«В зоне повышенного риска»
«Чтобы там не считали, я посмотрел публикации, говорят, что не найдут (преступников) никогда... Найдут! Никаких сомнений нет!» – заявил президент. По его словам, «такие преступления раскрываются», передает РИА «Новости». «За последнее время их много было раскрыто. Хотя есть резонансные преступления, которые еще не раскрыты, но я уверен, что найдут, какие бы силы за этим не стояли – правые, левые, центристские», – отметил Медведев.
По словам президента, преступление показывает, что уровень преступности в нашей стране еще очень высок. «Существуют силы, которые считают, что при помощи таких методов можно заткнуть рот кому угодно – журналисту, политику, и что для решения собственных задач все средства хороши... Если же это общеуголовные мотивы, они должны быть доказаны со всей очевидностью следствия», – сказал Дмитрий Медведев.
«Государство должно самым внимательным образом следить за трудом журналистов, принимать необходимые решения в случае посягательств на здоровье, на жизнь журналистов в большей степени, чем это касается других случаев, в силу общественной значимости труда журналистов», – сказал глава государства. Медведев сослался на мнения, высказывавшиеся в «Твиттере»: «Там говорят, что Вы (президент) не реагируете на другие преступления, каждый день в стране происходят преступления – и не только в России, и очень тяжелые, но президент реагирует почему-то только на одно из них и делает это адресно». «Журналисты – люди, которые находятся в зоне повышенного риска», – объяснил президент.
По его мнению, «государство должно более внимательно относиться к служебной деятельности журналистов». «Задача журналистов – рассказывать правду о людях, событиях в стране, и делать это профессионально и честно. Поэтому деятельность журналистов, какими бы они ни были – правые, левые, умеренных или радикальных взглядов – они будут всегда вызывать очень разные реакции», – отметил Медведев. Он считает, что «многим людям не нравится то, что о них говорят и пишут». «Политикам многим не нравятся, что о них говорят и пишут, и мне, наверное, не всегда нравится то, что говорят и пишут обо мне, нашей стране», – сказал президент.
Он подчеркнул, что «именно в этом заключается призвание журналиста – чтобы через собственные взгляды, используя собственную аргументацию, авторитет, рассказывать о тех или иных событиях, да, придавая им субъективную окраску, потому что все мы люди». «Чтобы это право было гарантировано, государство должно самым внимательным образом следить за трудом журналистов», – подчеркнул Медведев.
«Накануне был в гостях»
Газета «Коммерсант», в которой работает избитый 6 ноября Олег Кашин, рассказала подробности нападения на журналиста и данные о ходе следствия. По информации издания, следователи, ведущие дело, задавали друзьям Кашина «некомпетентные» вопросы. Одна из версий нападения на журналиста, которую высказывает газета, – это конфликт Кашина с псковским губернатором Андреем Турчаком.
Незадолго нападения на Кашина, он приехал в гости к своему другу, фотографу Максиму Авдееву, живущему недалеко от станции метро «Академическая», рассказывает «Коммерсант». Олег сразу предупредил, что задержится ненадолго, так как к нему из Калининграда прилетел отец. В 22:30 Кашин сел в такси и поехал на Театральную площадь в кафе, где встретился с еще одним своим другом — Анастасией. Они просидели в кафе до 23:45, потом зашли в салон связи, где Кашин купил телефон для своего отца, который приехал в гости и прождал Олега до утра, когда и узнал, что случилось. Примерно в 0:20 журналист поймал такси и поехал к себе домой — на улицу Пятницкая, 28. Такси довезло его практически до входа во двор, который закрыт для посторонних воротами и калиткой с кодовым замком.
Нападение
Сосед Кашина, дворник Владимир Ладохин, рассказал изданию, что вышел на улицу на крики. «Как только я показался, двое каких-то мужчин стали убегать в сторону темных дворов, которые чередой идут вдоль Пятницкой,— говорит Владимир.— А Олег сидел на земле прямо под калиткой весь избитый. Мне он сказал: «Два козла напали. Они меня ждали». Журналист был в ясном сознании и даже попытался встать, однако тут же упал и сказал: «Не могу, ноги...». Вызвали скорую. Пока она ехала, Олег еще раз повторил, что его поджидали». По словам господина Ладохина, журналист отдал ему телефон, скорее всего, тот, что был куплен для отца, и попросил поберечь, чтобы «не пропал».
Медики рассказали изданию, что поступил к ним Кашин в сознании. У него были диагностированы переломы челюстей, голени, кисти (одна ногтевая фаланга была фактически оторвана), черепно-мозговая травма и множественные повреждения. Хирурги работали три часа, после чего врачи заверили, что мозгу Олега ничего не угрожает.
Расследование
По факту нападения на журналиста столичным следственным управлением возбуждено уголовное дело по статье «Покушение на убийство». Президент России Дмитрий Медведев поручил генпрокурору РФ Юрию Чайке взять расследование под особый контроль, а глава МВД Рашид Нургалиев пообещал привлечь к поискам преступников лучших сыщиков МУРа.
Между тем, как отмечает издание, несколько человек из компании, собравшейся у Максима Авдеева, дали первые показания уже в ночь на 6 ноября. По их словам, вопросы следователей в ОВД «Замоскворечье» были «некомпетентными». Например, они спрашивали, «ходил ли Кашин на «Марш несогласных» 4 ноября в Люблино», хотя это событие называется «Русский марш» и к «несогласным» отношения не имеет. По словам опрошенных, у них интересовались, «думал ли Кашин головой», когда писал на острые политические темы. «Знаете Бекетова, овоща?» — спрашивали они. Также следователи интересовались, была ли у Олега подруга, чей ревнивый муж мог подослать к нему бандитов, какие материалы он готовил к публикации, а также какие из прошлых его материалов могли стать причиной для избиения.
Начальник управления информации ГУВД Москвы Виктор Бирюков заверил, что в специально созданном штабе по расследованию преступления «работают люди куда более опытные и больше такого непонимания не будет».
Версии
Люди, знающие Олега Кашина, выдвинули несколько своих версий по поводу того, кто мог стоять за нападением. По одной из них, преступление могло быть следствием конфликта вокруг Химкинского леса. Журналист брал интервью с активистом движения «Антифа», одним из организаторов погрома, учиненного в администрации Химок.
Другая версия заключается в том, что нападение на журналиста могло быть связано с конфликтом между ним и губернатором Псковской области Андреем Турчаком. В августе Кашин в «Живом журнале» употребил нелицеприятное высказывание о губернаторе. Тот в комментариях к записи потребовал извинений, однако Олег извиняться отказался. За три недели до нападения Кашин со ссылкой на свои источники сообщил коллегам, что Турчак не только не забыл о нанесенной обиде, но и якобы хочет отомстить. Позже журналист еще раз сказал коллегам то ли в шутку, то ли всерьез: «Если что и случится, то это Турчак».
По третьей версии, к нападению на Олега Кашина могла быть причастна прокремлевская молодежь из «Молодой гвардии «Единой России». 11 августа на сайте этой организации был опубликован текст, где сказано, что в «Коммерсанте» работают «информационные диверсанты». Текст был проиллюстрирован фотографией Олега Кашина со штампом: «Будет наказан».