Москва
16 ноября ‘24
Суббота

КС признал систему «Платон» законной

Конституционный суд России во вторник признал соответствующим Основному закону взимание платы с дальнобойщиков в рамках системы «Платон», но исключил произвольное повышение тарифов, говорится в материалах суда.

С жалобой в КС обратились 92 депутата Госдумы от фракции КПРФ, которые сочли, что плата через систему «Платон» («Плата за тонны») противоречит Налоговому кодексу РФ и не отвечает конституционным требованиям справедливости, соразмерности и экономической обоснованности.

«Решение общественно-значимых задач на основе государственно-частного партнёрства с передачей хозяйствующим субъектам определенных государственных полномочий является конституционно допустимым», — постановил суд.

При этом КС решил, что взимаемая по «Платону» плата не создает ситуации двойного налогообложения в сочетании с транспортным налогом и акцизом на топливо.

В то же время КС указал федеральному законодателю и правительству «на недопустимость чрезмерного обременения предпринимателей в сфере грузоперевозок сходными по целевому назначению обязательными платежами».

«Недопустимо повышение установленного правительством РФ размера платы (помимо её индексации) без указания на такую возможность в законе, а также внезапное изменение или отмена действующих в настоящее время понижающих коэффициентов», — говорится в материалах суда.

В то же время КС признал, что механизм взаимодействия владельцев системы «Платон» с дальнобойщиками должен устанавливаться исключительно государством, а не оператором: «Предписания, наделяющие оператора системы «Платон» нормотворческими полномочиями, выходящими за рамки организационно-технического регулирования, признаны противоречащими Конституции».

КС отмечает, что оператор не вправе непосредственно применять к плательщикам какие-либо меры принудительного характера, помимо санкций, предусмотренных в КоАП.

Система «Платон» действует с 15 ноября 2015 года — за проезд по федеральным трассам грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 12 тонн взимается специальная плата, призванная частично возместить наносимый ими ущерб. Владельцы грузовиков обязаны зарегистрировать машины в системе «Платон», установить специальное бортовое устройство или оформить маршрутную карту перед выходом в рейс. Несоблюдение этих правил влечет административную ответственность.

Деньги c грузовиков идут в дорожный фонд в виде компенсации за разрушение трасс тяжелыми автомобилями. Правительство России в конце февраля продлило льготный тариф (1,53 рубля) в рамках «Платона». Изначально предполагалось, что 1 марта 2016 года тариф будет увеличен до 3,06 рубля за километр.

Полная версия