Дума предлагает приравнять новостные агрегаторы к СМИ, в Минкомсвязи – против
Крупные новостные агрегаторы могут быть приравнены к средствам массовой информации, соответствующие поправки внесены в Госдуму.
Проект закона вводит особый правовой режим для интернет-ресурсов, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию (вводится новое понятие «новостной агрегатор»). Режим будет касаться агрегаторов с количеством пользователей более 1 млн в сутки. Вести их реестр поручено Роскомнадзору, пишет «Коммерсант».
Проект обязывает новостные агрегаторы «проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации», в том числе источником которой является СМИ, и предполагает внесудебное «принятие мер по пресечению распространения недостоверной информации» по жалобе уполномоченных органов.
По словам источника в Госдуме, под действие проекта подпадут до 30 крупных компаний: «Яндекс», Mail.ru, Google, Rambler, «ВКонтакте», «Спутник», Facebook, Twitter и др.
В пресс-службе «Яндекса» сообщили, что сервис «Яндекс.Новости» просто не сможет существовать, если возложить на ресурс ответственность проверять новости.
«Каждый день “Яндекс.Новости” индексирует более 100 тыс. новостных сообщений от почти 7 тыс. источников. У “Яндекс.Новостей” нет редакции, сервис автоматически собирает сообщения от партнеров и в том же виде показывает их заголовки и фрагменты. Полные тексты новостей новостной агрегатор “Яндекса” не публикует — читатели переходят по ссылкам на сайты партнеров. Таким образом, “Яндекс.Новости” объективно ограничен в возможности проверки законности и достоверности новостной информации, подготовленной третьими лицами, и не может нести ответственность за такую информацию»,— заявили в пресс-службе «Яндекса».
Замглавы Минкомсвязи России Алексей Волин считает нецелесообразным заставлять новостные агрегаторы проверять достоверность размещаемой информации. По мнению замминистра, вводить такие ограничения — как заставлять киоскеров отвечать за содержание продаваемых газет.
«Это нецелесообразно. Потому что никто не знает, что считать новостным агрегатором. Киоск прессы тогда тоже агрегатор. У него в витрине выставлены обложки журналов и заголовки газет», — сказал Волин РИА Новости. «Агрегатор не может быть СМИ. Это задача редакции — отвечать за материал и проверять его. Агрегатор размещает уже опубликованный контент. Если есть претензии к материалу, то их надо предъявлять к изданию, а не агрегатору. Или быть до конца последовательным и требовать, чтобы киоскер отвечал за содержание всех газет и журналов, что лежат у него в киоске», — добавил замминистра.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, в свою очередь, призвал не упрощать эту тему. «Однозначной позиции нет, существуют разные точки зрения, причем весьма аргументированные. Упрощать эту тему было бы нелогично. Есть точка зрения, что ни коим образом приравнивать к СМИ нельзя, есть точка зрения, что наоборот — целесообразно. И та, и другая достаточно добротно подкреплены целом набором документов. Поэтому сначала надо это проработать», — сказал Песков. Он добавил, что «лихим броском, конечно, наверно, решать такие сложные темы вряд ли было бы правильно».