«Европе нужна гетманская Украина как кордон от московских большевиков»
«Гетман драпу дал... Драпанул!.. Серьезно говорю»… Кажется, постановки более актуальной сегодня, чем «Дни Турбиных» не найти. Спектаклю по одноименной пьесе Михаила Булгакова в петербургском театре «Мастерская» Григория Козлова недавно исполнился год, а она продолжает собирать аншлаги.
«Европе нужна гетманская Украина как кордон от московских большевиков». Исторические совпадения – вплоть до мелочей.
«Дни Турбиных» – один из спектаклей дилогии Григория Козлова про гражданскую войну. Есть еще восьмичасовой «Тихий Дон» – театральный подвиг молодых «козлят», как называют учеников мастера театральные критики (впрочем, в самом театре к этому относятся с иронией: доменное имя сайта «Мастерской» vteatrekozlov.net).
Спектакли «Мастерской» – они не то чтобы на любителя. Они, скорее, для страждущей публики. И для неслучайной. Попасть сюда – сродни подвигу. Надо доехать до отнюдь нецентральной станции метро и долго идти по мосту через Неву. Здесь не массовый зритель, и это правильно. Часто со сцены здесь ведут слишком серьезные разговоры.
Хотя есть ощущение, что иногда заходят зрители и из соседних домов, по принципу «Рядом театр, почему бы не сходить». Иначе невозможно объяснить то количество мобильных звонков, которое раздавалось во время последних «Дней Турбиных». Впрочем, невежественная публика бывает везде, и она не может испортить впечатление от сильной постановки.
Козлов, конечно, один немногих, кто мастерски умеет разрушать границу между сценой и театральным залом. Пожалуй, еще Баргман. В «Тихом Доне» у Козлова зрители сидят практически на берегу реки и первые ряды даже укрывают специальным материалом, чтобы брызги от воды сильно не досаждали. В «Лесе» пространство спектакля не ограничивается сценой, зрительный зал разрезает подиумом, на котором также происходит действие. В «Старшем сыне» до начала повествования актеры рассказывают свои личные истории – такие же, какие могли бы рассказать пришедшие на спектакль зрители.
В спектакле «Дни Турбиных» война идет вокруг. В зале – настоящие военные, учащиеся петербургского кадетского корпуса. И они – повсюду. Не только на сцене, но и в фойе, за спиной зрителей. От их маршей содрогается пол зрительного зала. Театр «Мастерская» превращается в настоящий театр военных действий.
Актеры – как обычно у Козлова – молодежь, его ученики. И кажется, что абсолютно все – на своих местах. Но есть несколько человек, о которых хочется говорить отдельно.
В декабрьском спектакле единственную женскую роль – роль Елены Тальберг – исполняла Мария Валешная. Сложно представить, что эта актриса может играть кого-то еще. Кажется, что она создана для этой роли, что она и есть та самая Тальберг из булгаковской пьесы. И нет вообще никакого театра. Каждая эмоция – настоящая и неподдельная. Вплоть до выражения глаз. А, между прочим, напомним, эта молодая девушка играет роль женщины, которая потеряла брата и разводится с мужем. И вообще-то кругом война. Валешная – Тальберг – безусловная удача спектакля.
Отдельных слов застуживает Евгений Шумейко. В разных составах ему достаются разные роли в пределах одного спектакля, но вот в декабрьском он был за младшего из братьев Турбиных. Впрочем, ему не привыкать – в «Старшем сыне» он – тоже младший брат. Этот молодой актер чрезвычайно органичен и харизматичен. Одной репликой, одной интонацией способен заставить зал улыбнуться. Даже если беспросветно.
Было бы неправильно прекратить перечисление молодых актеров – еще раз подчеркнем, что все на своих местах, – но в спектакле занято несколько десятков человек, включая кадетов. И все же еще несколько имен… Это и Максим Фомин в роли Алексея Турбина, и Арсений Семенов в роли Шервинского, и Николай Куглянт в роли Пьеро, и Илья Шорохов в роли Лариосика, и Андрей Гаврюшкин в роли слуги…
Впереди – новогодние праздники и каникулы. Наверное, не самое подходящее время для серьезных разговоров, хотя финальная сцена в пьесе – как раз-таки предновогодняя, но уж больно страшны совпадения. Сцена «Мастерской» во время каникул главным образом будет отдана под детские спектакли. А следующий показ «Дней Турбиных» запланирован аж на 30 января. И что-то подсказывает, что к тому времени спектакль, увы, не потеряет своей актуальности:
« – Господа, сегодняшний вечер — великий пролог к новой исторической пьесе.
– Кому — пролог, а кому — эпилог».