Москва
3 января ‘25
Пятница

Третий «Такой фестиваль» в Петербурге открылся исповедью убийцы

В Петербурге 14 ноября спектаклем «Крейцерова соната» Тюменского большого драматического театра начался Третий «Такой фестиваль». До 2 декабря на разных сценах города пройдут 12 спектаклей, среди которых – привезенные в Петербург из Тюмени, Новосибирска, Самары, Петрозаводска и Омска.

«Такой фестиваль» проходит в Петербурге третий раз: первые два были в 2011 и 2012 году. Концепция простая: спектакли друзей «Такого театра». Этого достаточно, чтобы зритель понял: на это стоит пойти, здесь будет что посмотреть. А для искушенного театрала – это вообще сродни празднику.

По сравнению с 2011 годом, когда фестиваль проходил первый раз, изменилось немногое. Разве что в списке работ художественного руководителя «Такого театра» Александра Баргмана прибавилось количество названий поставленных спектаклей да наград за них. К тому же он вступил в должность главного режиссера Театра имени Комиссаржевской – на сцене именно этого театра и будет сыграно большинство спектаклей Третьего «Такого фестиваля».

В остальном все осталось по-прежнему – горящие глаза команды «Такого театра» да радость от театрального общения и причастности к действу. Все это – без какой-либо серьезной материальной основы. «Такому театру» скоро стукнет 15, при этом он умудряется жить без помещения, выпускать по несколько премьер в год и собирать аншлаги.

Сыгранная на открытии фестиваля «Крейцерова соната» – моноспектакль в постановке Александра Баргмана по одноименной повести Льва Толстого. В главной и единственной роли – Александр Тихонов.

Вообще, моноспектали довольно редко бывают удачными. Здесь надо, чтобы многое совпало – мощная художественная основа, отличная режиссура, искренний актер – все это вместе складывается не часто.

Тут сложилось. Ни одного лишнего движения на сцене. Четко выверенный текст – сокращенная до одного часа повествования толстовская повесть. Мастерское использование света и музыки. Бог весть, как этот спектакль идет в Тюмени, но в пространстве малого зала Театра имени Комиссаржевской даже окна настолько органично вписываются в декорации, что не понятно, как вообще можно без них и без свежего зимнего воздуха, который врывается в зрительный зал, когда Позднышев (герой Тихонова) открывает окно.

Баргман – мастер создавать ощущение, когда «грустно, но есть надежда». Это проявляется и в его первой режиссерской работе – спектакле «Иванов» («Такой Театр»), и в более поздних «Дон Кихоте» (Театр Ленсовета), «Ночи Гельвера» (театр имени Комиссаржевской) и других. И здесь – тоже. «Крейцерова соната» – монолог мужчины, убившего свою жену. Позднышев рассказывает, как это произошло. Оправдывается, объясняет, раскаивается. Но есть ли ему оправдание?

Александр Тихонов готовил роль около года. Баргман-режиссер не позволяет актерам в своих спектаклях «играть». Они проживают на сцене жизнь. Таким должен быть настоящий театр. Но сие, увы, довольно редко нынче, у Баргмана – практически всегда.

Рассказ про спектакль «Крейцерова соната» будет неполным, если не сказать, что режиссер ставил не просто текст повести. В этой работе есть и отсыл к биографии Льва Толстого.

У зрителей еще есть возможность посмотреть «Крейцерову сонату». Второй раз этот спектакль будет сыгран 15 ноября на малой сцене театра имени Комиссаржевской. Продолжится фестиваль 16 ноября спектаклем «Три товарища» (в постановке Баргмана по роману Ремарка) Тюменского Большого драматического театра на большой сцене ТЮЗа.

Полная версия