Москва
7 января ‘25
Вторник

КС запретил скрывать информацию о погибших в полиции под предлогом гостайны

Конституционный суд России постановил, что следственные органы не имеют права скрывать сведения о россиянах, погибших в отделениях полиции, под предлогом гостайны.

Новое постановление КС вынес в закрытом режиме 6 ноября, однако опубликовано оно было только сегодня. Постановление рекомендует правоохранителям изымать сведения о своих осведомителях и доносчиках из материалов досудебных проверок.

Поводом к рассмотрению дела стала жалоба жителя Йошкар-Олы. В 2012 году его родного брата заподозрили в изнасиловании, а позже нашли повешенным в камере изолятора временного содержания полиции Йошкар-Олы. Обстоятельства гибели неоднократно изучались правоохранительными органами, но по итогам проверок неизменно выносился отказ в возбуждении уголовного дела.

Результаты первых расследований были представлены заявителю в полном объеме, что позволило ему обжаловать решения следователей. Материалы же последующих проверок были частично засекречены, и ознакомиться с ними заявителю запретили. Аналогичный отказ получил и адвокат, представлявший его интересы.

Бумаги якобы содержали «данные о силах, средствах, методах и лицах, оказывающих содействие оперативно-разыскной деятельности на конфиденциальной основе». В обращении в КС мужчина оспорил несколько статей закона «О гостайне». Они нарушают право на судебную защиту и получение квалифицированной юридической помощи, сетует заявитель.

Конституционный суд, рассмотрев аргументы мужчины, с ними согласился, хотя и не стал признавать оспоренные нормы неконституционными. Вместо этого служители Фемиды растолковали, как следует применять закон.

«Любая информация должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы. Близкий родственник лица, умершего в результате преступного посягательства, а значит, и его представитель, в период досудебного производства не может быть лишен гарантированного Конституцией права на доступ к непосредственно затрагивающей его права и законные интересы информации», – считает суд.

Вместе с тем сведения о «лицах, внедренных в организованные преступные группы» и «штатных негласных сотрудниках» полиции действительно являются тайной. Поэтому следователи должны заранее исключать такую информацию из материалов проверок, считает КС.

Полная версия