Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

МЭР: Россия вступила в негативную стадию экономического цикла

Россия вступила в негативную стадию экономического цикла, полагает глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. В то же время, по его мнению, «настоящий момент представляется как никогда удачным для наиболее эффективных вложений в развитие страны». Глава МЭР полагает нецелесообразным увеличивать налоги.

«Можно констатировать, что мы вступили в негативную стадию экономического цикла. Нехватка спроса сейчас является существенным барьером, который мешает восстановить устойчивый рост. В этих условиях снижение государственных расходов в еще большей степени усилит негативные тенденции в экономике, что, в свою очередь, не позволит существенно улучшить фискальные позиции», – пишет Алексей Улюкаев в газете «Ведомости».

По его мнению, стагнация в российской экономике, наблюдающаяся с 2012 года, — следствие в первую очередь «не неблагоприятной мировой конъюнктуры и даже не геополитических изменений, а слабости российской экономики».

«Надо признать, что при том качестве институтов, которое у нас есть, невозможно существенно улучшить предпринимательский климат, заинтересовать инвесторов», – пишет глава МЭР.

«Вместе с тем настоящий момент представляется как никогда удачным для наиболее эффективных вложений в развитие страны. С введением ответных санкций по ограничению импорта мы получили уникальную возможность развивать важнейшие отрасли, такие как сельское хозяйство и переработка пищевых продуктов», – констатирует министр.

Рост налогов исключен из области допустимых решений

В то же время, Алексей Улюкаев выступает против возможного увеличения налогов для балансировки бюджета, называя это самым нежелательным сценарием для страны в настоящий момент.

«Во-первых, уровень налогов — это важнейшая часть социального контракта государства и общества. В начале нового политического цикла было объявлено о решении не увеличивать налоговое бремя. Три месяца назад это решение было подтверждено в «Основных направлениях налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016–2017 годов», теперь это обязательство дезавуируется», — пишет Улюкаев.

Кроме того, по мнению главы МЭР, эффект для бюджета от увеличения налогов может оказаться существенно ниже ожиданий, что не позволит решить задачи балансировки бюджета, но окажет депрессивное воздействие на экономическую активность хозяйствующих субъектов и, как следствие, может привести к фактическому снижению налоговых поступлений.

«Состояние российской экономики, балансирующей между стагнацией и рецессией, по сути, исключает рост налогов из области допустимых решений», — заключает он.

Секвестр бюджета не принесет пользы для экономики

Улюкаев также пишет о том, что Минэкономразвития выступает против возможного фронтального сокращения всех статей бюджета России, но дальнейшее наращивание социальных и военных расходов несет риски для экономики.

«Принцип «фронтального» сокращения, когда все расходы бюджета снижаются на фиксированный процент, не принесет положительного эффекта — не уберет жировые прослойки там, где они давно есть и умело маскируются, и при этом существенно повлияет на снижение эффективности и качества тех программ, в которых расходы были заложены по минимуму. А таких в структуре госпрограмм немало. В то же время стоит помнить, что самые существенные и динамично растущие статьи расходов на 2015-2017 годов — это финансирование социальных обязательств и военных расходов», — написал в Улюкаев.

«Ситуация с бюджетом усугубляется и тем, что в долгосрочной перспективе доходы страны относительно предыдущих периодов будут продолжать снижаться, что не позволяет при отсутствии существенных сдвигов в экономической и бюджетной политике государства рассчитывать на изменение складывающихся негативных тенденций», — пишет он.

«При этом важно отметить, что в предыдущие годы шло последовательное увеличение расходов. Подобное положение было терпимым в условиях постоянно растущих цен на нефть. Однако когда цена на нефть хоть и осталась на высоком уровне, но перестала расти, увеличение бюджетных расходов сопряжено с существенными рисками», — подчеркивает глава Минэкономразвития.

Полная версия