Пленум Верховного суда РФ постановил, что отсутствие у осужденного за коррупционное преступление средств на уплату штрафа не может признаваться уважительной причиной для невнесения штрафа в срок.
Как говорится в постановлении пленума Верховного суда, принятом во вторник, сам по себе факт отсутствия у осужденного денежных средств на уплату штрафа не может признаваться уважительной причиной для просрочки. Для признания осужденного злостно уклоняющимся от уплаты штрафа установление каких-либо других условий, кроме как неуплаты штрафа в срок, не требуется. При этом пленум Верховного суда разъясняет, что в случае если осужденный не имеет возможности уплатить штраф единовременно, ему может быть предоставлена рассрочка выплаты определенными частями на срок до пяти лет.
В документе также говорится, что в случае злостного уклонения от уплаты штрафа за коррупционное преступление, назначенного в качестве основного наказания, заменяется наказанием в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ, при этом назначенное наказание не может быть условным. Также в постановлении пленума отмечается, что при назначении наказания осужденному за коррупционное преступление суду следует обсуждать возможность исполнения штрафа.
«Назначая штраф, определяя его размер и решая вопрос об отсрочке, необходимо учитывать не только тяжесть совершенного преступления, но и имущественное положение осужденного и его семьи», – говорится в постановлении пленума.
Как сообщила на заседании пленума докладчик, судья ВС РФ Елена Пейсикова, приговоренные к штрафу за коррупционные преступления в 2012 году заплатили в бюджет лишь 155 млн рублей из надлежащих 2 млрд рублей. Согласно данным судебных приставов, у них в 2012 году находилось 1400 исполнительных производств по принудительному штрафу, назначенному судом за коррупционные преступления, из них только 37% были окончены фактическим исполнением.