Москва
22 ноября ‘24
Пятница

СК объяснил, почему утонула буровая установка «Кольская», и назвал виновных

Следственный комитет назвал причины крушения самоподъемной плавучей буровой установки «Кольская». 18 декабря 2011 года в результате кораблекрушения погибли 53 человека.

Обвинения предъявлены и.о. главного инженера ОАО «Арктикморнефтегазразведка», а также и.о. заместителя генерального директора по безопасности мореплавания. Бордзиловский и Лихван обвиняются в «нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта лицом, в силу занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц».

Следствию удалось восстановить картину крушения. Буксировка «Кольской» с полуострова Камчатка в направлении острова Сахалин началась 11 декабря 2011 года.

«И.о. главного инженера Бордзиловский, проигнорировав неоднократные требования своего подчиненного начальника СПБУ о необходимости вывоза с «Кольской» незадействованных в буксировке 28 человек, своим устным распоряжением запретил организовать вывоз персонала, в результате чего буксировка началась с 67 членами экипажа на борту», – установил СК.

В течение пяти суток буксировка проходила в штатном режиме при благоприятных погодных условиях. В ночь с 15 на 16 декабря по курсу следования буксирного каравана наблюдалось резкое ухудшение погодных условий. Ответственный за буксировку СПБУ «Кольская» Терсин, преследуя цель обогнать надвигающийся циклон, самовольно принял решение об увеличении скорости движения до 4,8 узлов, о чем посредством электронной почты доложил Лихвану и Бордзиловскому.

Последние никаких мер по пресечению установленных ограничений скорости не приняли, указаний о снижении скорости буксировки до разрешенных пределов не дали. В течение следующего дня в результате превышения максимально допустимой скорости буксировки были получены деформации наружной обшивки корпуса с последующим образованием трещин. На платформу непрерывно стала поступать вода. К концу дня образовался крен носовой части. Прогноз погоды на ближайшие сутки был неблагоприятным. Посредством спутниковой связи Бордзиловский и Лихван неоднократно был информированы о необходимости спуска опорных колонн на СПБУ и перехода в режим дрейфования (отстоя).

«Однако, самонадеянно рассчитывая на благоприятный исход событий, игнорировали поступающую тревожную информацию, и никаких мер по спуску на СПБУ опорных колонн своевременно не предприняли. В период с 17 по 18 декабря 2011 года, под воздействием шквалистого ветра, достигавшего 25 м/с, и волн высотой до 4-5 м на СПБУ сорвало обтекатель носовой опоры. В результате повреждения обшивки корпуса произошло затопление балластных цистерн и образование дифферента СПБУ. Герметичность водонепроницаемых закрытий на верхней палубе была нарушена. Поступление воды в машинное отделение в количестве, превышающем производительность осушительных насосов, привело к дальнейшему увеличению осадки и дифферента и последующему прогрессирующему затоплению неповрежденных отсеков буровой установки», – сообщает СК.

Практически спустя сутки Бордзиловским и Лихваном было дано запоздалое указание опустить опорные колонны для улучшения остойчивости «Кольской». Вместе с тем принятое решение явилось несвоевременным, так как ввиду образовавшегося крена опорные колонны не вышли из-за оцепления, и опустить их не удалось.

По данным СК, на тот момент, Бордзиловский и Лихван располагали информацией о том, что в районе бедствия отсутствуют суда, способные оперативно и срочно оказать помощь членам экипажа. «Понимая, что ситуация является критичной, мер к организации спасательной операции не приняли. Кроме того, своим устным распоряжением Бордзиловский запретил ответственному за буксировку подавать сигнал SOS до его особого распоряжения», – говорится на сайте СК.

Вопреки запрету, в 9 часов 45 минут 18 декабря 2011 ввиду критичности ситуации капитаном был подан сигнал SOS, который, к сожалению, был сильно запоздавшим. 18 декабря 2011 года в 12 часов 46 минут СПБУ «Кольская» опрокинулась и затонула в Охотском море на глубине более 1000 метров, что повлекло смерть 53 членов экипажа СПБУ и причинение вреда здоровью 3 лицам.

Таким образом, авария и ее последствия обусловлены <…> совокупностью нарушений, каждое из которых во взаимодействии с другими создавало реальную возможность наступления вредных последствий и являлось необходимым условием их наступления.

Полная версия