Семеро мужчин рассказали матом про жизненные ценности
В череде премьер петербургских театров, премьеры небольшого частного «Такого театра» всегда стоят особняком. Их благостно принимает петербургская публика и критика. На этих выходных – очередная премьера. На сцене театра имени Комиссаржевской показывают новый спектакль Александра Баргмана «Тестостерон». Аншлаг.
Эта пьеса польского драматурга Анджея Сарамоновича в Петербурге ранее не ставилась. На сцене – семь мужчин, которые встретились для того, чтобы отпраздновать свадьбу. Но свадьба не состоялась, потому что невеста сбежала. И праздник превратился в череду мужских рассказов и препирательств о женщинах.
Ненормативная лексика с глубоким смыслом
«Это спектакль для адекватных, современных, самоироничных, слабых людей», – сказал в интервью Infox.ru режиссер постановки Александр Баргман, который является еще и художественным руководителем «Такого театра».
Поступки мужчин в этом спектакле зачастую сравниваются с действиями самцов, представителей животного мира.
На афишах и перед спектаклем объявление: «Используется ненормативная лексика». Это не помешало в первый же день премьеры нескольким «бабушкам» привести в зал детей. Дети, понятное дело, половины не поняли, но взрослые со спектакля не уходили. Хотя в академических театрах, когда звучит ненормативная лексика, многие встают и хлопают дверьми. Здесь этого не было. То ли привыкли, то ли действительно зацепило. Скорее, второе.
Вообще, если бы не было мата, было бы неправдоподобно. Когда семеро мужиков собираются, чтобы поговорить о бабах, без крепкого словца точно не обойтись. Как и без мордобоя. Актеры умудряются разыгрывать жесткие сцены максимально правдоподобно, в лучших традициях голливудских боевиков, часто изображая вживую замедленные съемки. И когда актеры начинают искусно истекать кровью, то становится непонятно, откуда же взялась эта красная краска.
Особое настроение спектаклю придает музыка, которая сопровождает спектакль. Чтобы понять, что это за настроение, достаточно сказать, что звучит рок. Целый альбом песен к спектаклю написал петербургский актер и музыкант Александр Лушин, директор «Такого театра».
Главный вывод первого дня премьеры такой. Создателям спектакля удалось сделать честный, жесткий, не пошлый спектакль в жанре «черная комедия». Характеристика «не пошлый» – очень важная для постановки, где речь идет про секс, где звучит мат, где есть место мужским откровениям. Публика была готова встречать актеров стоя. Неудивительно, спектакль получился еще и глубоким.
Баргману удается всегда, какую бы постановку он не создавал, обнаруживать в ней второе дно. Зритель слушает рассказы семерых мужиков о том, как их кидали бабы, и понимает, что спектакль – признание женщинам в любви. Это подчеркивает и режиссер. Зритель понимает, что мужчина без женщины – никто, понимает, что есть в жизни ценности, которые поважнее инстинктов.
Один из актеров спектакля народный артист России Валерий Кухарешин говорит, что когда показываешь зрителю задницу, всегда есть определенных риск. «У нас будет семь голых задниц, это риск, но хочется, чтобы у зрителя осталась не эта картинка, а что-то другое», – говорит актер.
Трудоголик от театра
Александр Баргман – мастер создавать точное настроение, соответствующее главной задумке спектакля. Сейчас в Петербурге идет около десяти его работ, и каждая из них – уникальная и не дублирующая друг друга постановка. Иногда кажется, что невозможно ставить так много и так часто, ведь Баргман работает не только в Петербурге, его спектакли идут и в Тюмени, и в Новосибирске, и, кажется, он что-то ставил в Израиле, и где-то еще…
Но он умудряется все делать качественно, филигранно и живо. Настолько живо, что удивляешься: где он берет таких актеров, к которым не подходит эпитет «играют», которые, кажется, и за дверьми театра живут жизнью своих героев.
Это касается всех без исключения работ Баргмана. И черной комедии «Тестостерон», и внезапной феерии по мотивам Байрона «Каин» (совместная постановка с Анной Вартаньян), и драматической постановки «Ночь Гельвера», премьерные показы которой еще продолжаются на малой сцене Комиссаржевки.
Кроме того Баргман – актер. За его плечами несколько десятков ролей. Он и сегодня играет в петербургских спектаклях. Его моноспектакль «Душекружение» по рассказам Набокова идет более 15 лет, он также играет в хулиганских «Черствых именинах», тонкой пьесе Шалом Алейхема «Главное забыл» (все три – «Такой театр»), в рок-опере «Ваал», в «Дон Жуане» и грустном, но светлом спектакле «Сиротливый Запад» (Комиссаржевка).
Поставлено, чтобы жить
Отдельных слов заслуживают актеры «Тесторона». В спектакле – два состава. Среди актеров – народный артист России Валерий Кухарешин, Илья Носков, широко известный по роли Фандорина в сериале «Азазель», и целая плеяда великолепных петербургских актеров – Денис Пьянов, Илья Борисов, Сергей Куницкий, Денис Кириллов, Владимир Колганов, Антон Мошечков, Валентин Кузнецов, Антон Сычев, Игорь Сергеев; Евгений Шумейко.
Появляющаяся в эпизодах женщина – Евгения Латонина, известная петербургской публике по ролям в спектаклях «Каин», «Время и семья Конвей», «Шесть с половиной… или Мужчинам вход воспрещен», «Смешные поневоле».
Латониной нужно отдать должное за то, что она, помимо того, что замечательная актриса, еще и прекрасный администратор-организатор. С ее приходом в «Такой театр», жизнь этого коллектива существенно изменилась и теперь петербургская публика на упоминание «Такого театра» уже не отвечает вопросом: «Какой это, такой?». Зритель знает, что «Такой театр» – это название.
Несколько слов стоит сказать и о самом театре. Он был образован 12 лет назад петербургскими актерами Александром Баргманом, Александром Лушиным, Ириной Полянской и Натальей Пивоваровой. Сейчас в репертуаре театра более 10 спектаклей. При этом у театра нет своего помещения, спектакли идут на разных сценах. Все актеры – приглашенные. Для участия в своих спектаклях «Такой театр» зовет лучших артистов петербургских театров.
Обычно постановки «Такого театра» – глубокие, чуткие, камерные, часто – очень не массовые. Существуя без серьезной финансовой поддержки города, который дает деньги только на постановку спектаклей, театру приходится выживать и искать средства, чтобы играть спектакли снова и снова. Надо сказать, что у них это пока получается. Десятки волонтеров, горячее желание выходить на сцену и любовь публики помогают им держаться наплаву, однако Баргман неоднократно говорил, что это становится все тяжелее и тяжелее.
В этом смысле хочется надеяться, что новая постановка «Тестостерон» станет по-настоящему массовым спектаклем и будет служить не только способом самовыражения для действительно талантливых актеров, но и поможет театру выжить.
В городских кассах сказали, что на сегодняшний показ «Тестостерона» мест уже почти нет. Однако уже анонсированы новые премьерные показы – 20 и 21 июня на сцене театра «Балтийский дом», а 29 июня – в театре Эстрады.