Мединский предложил сократить непрофильные факультеты МАРХИ и ВГИКа
Министр культуры Владимир Мединский предложил сократить непрофильные факультеты таких вузов как МАРХИ и ВГИК.
«В список неэффективных вузов Минобрнауки попали 15 подведомственных Минкультуры. Я категорически не согласен с тем, какой вердикт им вынесли коллеги, прежде всего потому, что нельзя оценивать так, как технические или даже гуманитарные институты, вузы, которые готовят творческих работников. Специфика этого образования совершенно другая»,– пишет Мединский в колонке в «Ведомостях».
«Как ни странно, главный недостаток национального образования еще с советских времен — отсутствие привязки к жизненным реалиям и мировой практике — в творческих учебных заведениях оказался благом. Я считаю классическое творческое образование, сохранившееся в нашей стране, будь то Вагановка, Центральная музыкальная школа, Московская консерватория, ГИТИС или Строгановка, одной из главных наших национальных ценностей, наравне с сокровищами Эрмитажа и Оружейной палаты», – отмечает министр.
По его словам, процесс обучения творческим профессиям очень традиционный: мастер, ученик, личный контакт, взаимное доверие и повторение. «Иного пути нет. Другие, даже самые сложные, дисциплины можно постигать современными методами: если профессор физики создаст канал на YouTube, его с радостью услышат сотни тысяч людей, сайт «Теории и практики» — убедительное тому доказательство. Это будет очень эффективный преподаватель. Но студия Васнецова мало отличается от мастерской Айдан Салаховой, а уж классы Мариуса Петипа и Юрия Григоровича, методики Сергея Эйзенштейна и Владимира Хотиненко вообще идентичны. Да, учиться творчеству сложно, дорого и, по стандартам Минобрнауки, крайне неэффективно — мастер не может воспитать сотни учеников, — но результат уже много лет поразительный», –пишет Мединский .
«Приняв за аксиому, что творческие институты особенные, я бы пошел еще дальше: избавил бы ВГИК, МАРХИ, Литературный институт и т.д. от лишних факультетов. Юристы, пиарщики, экономисты должны выходить из стен профильных институтов. А творческим вузам нужно дать возможность не тратить время на посторонние предметы и экзамены. Самый яркий пример успешной творческой специализации — новый Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Его основатели самим названием четко поставили себе цель — давать качественные профильные знания в огромном потоке информации, и сегодня именно выпускники «Стрелки» получают самые интересные проекты», – отмечает Мединский.
По его словам, реформа образования, особенно в сфере культуры, должна привести к новым решениям старых проблем и конфликтов. «Диалог государства и общества здесь должен начинаться на этапе разработки планов и стандартов. Минкультуры не может игнорировать рейтинг Минобрнауки, но вместе с общественным советом, ректорами наших вузов, директорами НИИ мы работаем над собственными критериями оценки творческих учебных заведений. Мне кажется, пришло время посмотреть на весь комплекс проблем образования и науки в сфере культуры и понять, где точки роста, а где системный сбой, и поэтапно выстроить новую логику процесса. Дорогу осилит идущий», – заключает министр.