Отставка Сердюкова и назначение Шойгу демонстрирует принципы новой кадровой политики президента, начало реализации которой – свершившийся факт, пишет в своей авторской колонке генеральный директор Центра Политической Информации Алексей Мухин.
Путин отходит от принципа несменяемости ключевых чиновников, демонстрируя гибкость и оперативность принятия кадровых решений. Политологи говорят о новом Путине – Путине третьего срока: время вечных министров ушло, участие в «близком круге» не является индульгенцией при любых действиях.
«Резкие кадровые решения президента – отставка министра обороны Анатолия Сердюкова и назначение на этот пост губернатора Московской области Сергея Шойгу, показали: Путин способен изменить свой подход к кадрам, несмотря утверждения своих недоброжелателей», – пишет Алексей Мухин в колонке на сайте polit.ru.
«Теперь принадлежность к его команде отнюдь больше не является страховкой от незапланированной отставки из-за проявлений непрофессионализма. Или просто из-за того, что человек, пусть даже самый надежный, элементарно достиг своего «потолка» на занимаемой должности. Такой новый подход, отметим, должен удивить даже близких соратников президента и, пожалуй, заставить их по-новому рассматривать свои позиции при главе государства», – пишет Мухин.
Эксперты уверены, что происходящее – вовсе не разовый эксцесс, а последовательное развитие политики Путина в новых условиях, которые сложились в его третий президентский срок, в который он и сам вошел с новыми принципами, сформулированными им на основе опыта. Выглядит вполне логично: если в первый президентский срок Путин был занят формированием команды и борьбой с криминализированным олигархатом, во второй – подъемом экономической и политической мощи страны, то сегодня пришло время заняться вопросами стабильного развития.
«Еще раз подчеркну — это не показуха, а дело принципа — принципиальная политика нового срока Путина, которая манифестирует, что неприкасаемых нет, что главными критериями при принятии кадровых решений являются профессионализм и соответствие уровню занимаемой должности. – соглашается политолог Павел Данилин – Дело не в персоналиях уволенных и назначенных – дело в новых принципах. И не имеет значения — являешься ли ты членом «старой команды», «внутреннего круга» - третий президентский срок Путина показывает — от попыток удержать ситуацию «на грани», характерных для начала нулевых, от стабилизации ситуации в стране, что было свойственно второму сроку, страна переходит в этап устойчивого развития».
Вместе с тем, как отмечают эксперты, изменение отношения Владимира Путина к кадровой политике наметилось еще ранее – с увольнения Олега Говоруна, проработавшего в президентской администрации 11 лет. И, не исключено, что Анатолием Сердюковым кадровые перестановки не ограничатся. «Заметьте, что еще до этой истории (отставки Сердюкова – ред.) президент сделал достаточно жесткое заявление о том, что нужно разбираться с имущественным комплексом, что надо в нем навести порядок, – рассуждает Кирилл Кабанов. – Еще до отставки Сердюкова произошла история с Минсельхозом, в котором до сих пор не назначен руководитель департамента. Минсельхоз, замечу, у нас является одним из крупных землевладельцев. И далее уже последовала история с Минобороны – самым крупным собственником земли в стране».
Отмечают эксперты и то, что требования президента к министрам повысились. Сформировав свою команду еще во время первого срока, пройдя с ней через два кризиса, Путин сегодня, в ситуации устойчивого развития, повышает требования к ее членам. «Очевидно, что сегодня уже невозможна ситуация, как, например, с Михаилом Зурабовым, который на посту главы Пенсионного фонда и Минздравсоцразвития вызывал столько нареканий со стороны общественности», -- считает Шестопал. «Первым звоночком» повышения ответственности министров стала отставка Олега Говоруна с поста главы Минрегиона.
«Общество существенным образом изменилось, возросли запросы социума к государству. Ответить на этот запрос государство должно прежде всего эффективностью своей работы, оправданностью приложения сил и средств, прозрачностью и логичностью именно кадровых решений. – говорит политолог Павел Данилин - Государственные чиновники должны во всех смыслах соответствовать своим должностям, и начиная новую кадровую политику, Путин, как глава государства, явно показывает, что он этому принципу отвечает в полной мере»
«Президент дал понять, что для него репутационный и профессиональный факторы становятся весьма важным при принятии кадровых решений на самом высоком управленческом уровне», – резюмирует Алексей Мухин – «И в этом, как уже было сказано в начале, – новизна его кадровой политики. Но – только в этом, в прагматичности и реалистичности. Соблазн увидеть за действиями президента репрессии, закручивание гаек, борьбу элит – очень велик, и очень привычен. Тогда как речь идет об очень простой, но огромной новизне – кадровые решения Путина означают только то, что они означают: один чиновник подходит для одного конкретного места больше, чем другой чиновник. И все. И это без преувеличения может называться «кадровой революцией».