Отстраненному главе Киргизии заочно предъявлены обвинения. К ним может добавиться еще одно -- многоженство. Правозащитники подсчитали, что у Курманбека Бакиева, кроме супруги, было еще две семьи. Сам свергнутый лидер находится в Минске под личной опекой Александр Лукашенко.
Свергнутый президент Киргизии заочно обвинен в организации убийств и злоупотреблении служебным положением. Основания для его экстрадиции есть, считают в правоохранительных органах. «По двум статьям -- за убийство двух и более человек, а также злоупотребление служебным положением -- пока предъявлены обвинения. Уже есть основания для его экстрадиции», -- заявил замглавы временного правительства Киргизии Азимбек Бекназаров.
Он также сообщил, что накануне вечером временное правительство приняло декрет об отрешении Бакиева от должности и лишении его президентского иммунитета, сообщает РИА «Новости».
Жил на три семьи?
А правозащитники просят правоохранительные органы Киргизии возбудить уголовное дело против экс-президента за многоженство, передает «Интерфакс».
Как заявила во вторник на брифинге лидер общественного фонда «Наше право» Калича Умуралиева, «наша организация обратилась в правоохранительные органы с заявлением возбудить в отношении бывшего президента уголовное дело по статье «Многоженство». «Бывший президент нарушил статью 153 Уголовного кодекса Киргизии, так как был женат сразу на нескольких женщинах», -- сказала она. «Следственные органы должны установить, сколько Курманбек Бакиев имел неофициальных жен», -- заявила глава НПО.
По данным местных СМИ, помимо официальной жены Татьяны у экс-главы государства было еще две семьи.
Несколько лет назад Бакиев инициировал законопроект об отмене уголовного преследования за многоженство, однако парламентарии проголосовали против данного внесения изменений в Уголовный кодекс.
Бакиев находится в Белоруссии. Туда он прибыл из Казахстана после начала массовых беспорядков в Бишкеке.
Ранее в Москве был задержан бывший министр внутренних дел Киргизии Молдомуса Конгантиев. Его задержали сотрудники Госбезопасности республики при содействии ФСБ. 25 апреля Конгатиева доставили на самолете на родину. Возможно, ему предъявят обвинения в подавлении беспорядков в городе Талас 6 апреля. Тогда министр был захвачен сторонниками оппозиции и сильно избит. В течение нескольких часов о Конгатиеве ничего не было известно, ходили слухи, что он погиб. Позднее выяснилось, что чиновник получил тяжелую черепно-мозговую травму и был госпитализирован в одну из больниц Бишкека. Оттуда его, видимо, увезли за границу.
Сможет ли Киргизия добиться такой же быстрой выдачи экс-президента, пока не ясно. Александр Лукашенко заявил, что Бакиев и его семья находятся под защитой белорусского государства и лично президента. Во время обращения к народу 20 апреля значительную часть речи Лукашенко посвятил именно ситуации в Киргизии. «… далекая кыргызская земля нам не такая далекая, а нужды и бедствия кыргызского народа -- это фактически наша забота», -- сказал глава государства.
Президент Белоруссии объяснил гражданам, почему он затронул эту тему. «И потом, наверное, не очень было бы вам приятно, если бы я сидел как мышь под веником и не реагировал на то, что происходит в дружественной нам стране. В конце концов, ты президент или не президент? Выскажи свою точку зрения», -- отметил президент, подчеркнув, что принял решение приютить Бакиева «как президент и как человек».
Красть нечего
В обвинения против Бакиева в разграблении страны Лукашенко не верит – в Киргизии воровать нечего. «Я не защищаю его по каким-то недостаткам, о которых сейчас говорят, мне это не известно. Я просто говорю, что в нищей разбитой стране невозможно что-то уворовать. Что ты там украдешь? Там ничего живого нет. Кто-нибудь был в Кыргызстане? Я ведь там не единожды был и видел, как он стремился что-то сделать. Он и меня просил: слушай, открой сборочное производство. Оно, может, нам сто лет там не нужно было, но мы открыли его. Я поездил по Кыргызстану, по его землям. Есть хорошие земли -- пахать нечем. Люди киркой и мотыгой копают землю. Жалко этих кыргызов, они же трудолюбивейшие, как наши белорусы, даже еще больше. И мы искали точки соприкосновения. Поэтому у меня такая эмоциональная реакция на то, что там происходит», -- поведал президент Белоруссии, которому, по его словам, Бакиев объяснял ситуацию «чуть ли не со слезами в голосе».
Камень в сторону Москвы
Белорусский лидер не мог не коснуться «закулисной возни». «Я уже не говорю о том, что некоторые позвонили Владимиру Владимировичу: когда вы заберете Бакиева?» -- рассказал Лукашенко.
Он также раскритиковал Организацию договора коллективной безопасности за бездействие. «И потом, ну что это за ОДКБ? Все молчат. У нас там кто, Россия председательствующая? Давайте соберемся, давайте обсудим. Пригласим его туда и скажем тем, кто там власть захватил: погодите, давайте разберемся, давайте поговорим. Может, Курманбек не прав. Мы ему об этом скажем. Мы же этого не сделали. А я ждал, что председательствующий позвонит и скажет: давайте соберемся. Да нет. Они знаете что предложили? В июле у нас плановое заседание ОДКБ, 10 или 15 вопросов в повестке дня готовить. Давайте 8 мая скопом соберемся, вторым вопросом ОДКБ проведем. Я пишу в ответ: так мы же не готовы, ни одного вопроса не готово. Наплевательское отношение. Кому тогда нужна эта организация? Ну представьте, не дай бог в Беларуси это бы произошло. Ноль эмоций, ноль внимания», -- полагает Лукашенко.