Эксперты: модернизация и инновации всегда идут и будут идти рука об руку
Представители российского бизнеса полагают, что модернизацию и инновации разделять нельзя. Эти понятия -- сиамские близнецы. Так коллеги ответили на замечание Александра Шохина о том, что России не нужно грезить о полетах в космос, «сидя в пещере».
Попытки расставить приоритеты и выяснить, что важнее, модернизация или инновации, ни к чему хорошему не приведут. Так считают известные бизнесмены и политики. При этом желание некоторых представителей крупных промышленных кругов сосредоточиться именно на модернизации в ущерб развитию инновационных процессов может свидетельствовать о нежелании части бизнеса, предпочитающего проводить модернизацию за счет государства, вкладываться в долгосрочные проекты.
К примеру, для президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина вопрос расстановки приоритетов, как выясняется, играет первостепенную роль. В частности, он полагает, что на первом должна стоять именно модернизация, а лишь потом, после того как состояние промышленной базы страны улучшится, уже можно будет думать и об инновациях.
«Посмотрим правде в глаза: состояние промышленной базы в России таково, что думать об инновациях все равно что грезить о полетах в космос, сидя в пещере», -- отмечает в своей статье в «Известиях» президент Российского союза промышленников и предпринимателей. Он настаивает, что для российской экономики сейчас гораздо важнее модернизация.
В космос из пещеры можно
Член бюро правления РСПП, глава компании АФК «Система» Владимир Евтушенков, комментируя статью Шохина, говорит, что сказать, что это консолидированная позиция РСПП, было бы неправильно. «И потом, слова «модернизация» и «инновации» -- это сиамские близнецы, и разделить их искусственно, да еще противопоставить друг другу, это и неправильно, и не нужно, и это больше политический пиар, чем сущностная вещь», -- сказал РИА «Новости» Евтушенков.
Он отметил, что модернизация и инновации «всегда, в любой стране мира шли, идут и будут идти рука об руку, дополняя друг друга», и отбросить что-то одно, сконцентрировавшись на другом, было бы неправильно. «Здесь больше игра в слова, чем сущностные вещи», -- считает Евтушенков.
Председатель «Деловой России» Борис Титов тоже полагает, что разделять инновации и модернизацию нельзя и что стране необходимо и то и другое. «Конечно, инновации будут неэффективны без модернизации, а модернизация не сможет быть реализована без того, чтобы ее вперед не тянули инновации. Это два звена одного целого, одной системы, которая необходима в стране», -- сказал он.
Титов отметил, что главная инновация советского периода -- космический спутник был запущен «практически из пещеры», но именно он стимулировал бурное развитие промышленности. «Мы бы до сих пор сидели в пещере, если бы не запустили тогда космическую программу, в советский период. Мы тоже запускали ее тогда практически из пещеры. Но после этого у нас пошла электроника, химия, новейшие технологии в машиностроении, металлургии. Потому что инновации вытягивают всю промышленность вперед», -- сказал он.
По мнению Титова, модернизация включает в себя и инновации, и индустриализацию. «России сегодня нужны как прорывные, тянущие вверх инновации, так и необходимые для этого базы, которые являются промышленной основой страны», -- считает Титов.
Мнения о том, что нельзя отделять модернизацию от инноваций, придерживается и заместитель председателя Российского союза машиностроителей, член Общественной палаты Владимир Гутенев. «Это в России два неразделимых понятия. Нельзя добиться одного, не обеспечив другого», -- сказал он.
Гутенев отметил, что недооценивать инновации и сужать понятие модернизации до реиндустриализации неправильно. По его мнению, России нужна коренная модернизация и образования, и организации научных исследований, и в финансовой сфере, и в других областях. «Но, идя по пути модернизации, мы идем по пути догоняющего развития, стремимся за лидером. А нам необходимо перейти на траекторию опережающего развития. И именно инновации являются необходимым условием такого перехода», -- считает он.
С точкой зрения Александра Шохина не согласен и заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры России Александр Шатилов. «Как мне кажется, одно другого не исключает», -- заявил он, подчеркнув, что кризис является стартовой площадкой для создания качественно новых реалий, экономических, социальных и политических. «В этой ситуации, мне кажется, Шохин как человек прагматического бизнеса, который живет скорее настоящим, чем будущим, представляет интересы своей корпорации и педалирует тему именно модернизации, которую он, очевидно, понимает как некую реконструкцию, восстановление, в том числе докризисных реалий. Соответственно, он пытается пробить определенный бонус и преференции для своей структуры, для вот этого профсоюза олигархов», -- полагает эксперт.
«С другой стороны, как показывает практика, олигархи не любят вкладываться в долгоиграющие долгосрочные проекты с длинными деньгами, -- отмечает Шатилов. -- И поэтому здесь не столько, я бы сказал, скептическое отношение, сколько недовольство, связанное с инновационными проектами российской власти».
«Потому что они видят в этом опасность, что власть будет стимулировать их вклады в длинные инновационные проекты и будет мягко принуждать к финансированию тех или иных инновационных инициатив. Поэтому и упор делается на настоящем, нежели на будущем», -- пояснил свою позицию политолог.