Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Сомалийские пираты освободили российских моряков

Пираты отпустили за выкуп судно Thai Union с 23 российскими моряками на борту. Сумма выкупа составила $3 млн. Пираты сообщают, что с командой все в порядке. Моряки провели в плену у разбойников более четырех месяцев.

Сомалийские пираты освободили за выкуп рыболовецкое судно Thai Union 3, на борту которого находятся 23 российских моряка, сообщает Associated Press.

Объявивший об освобождении Thai Union 3 представитель военно-морских сил ЕС командор Джон Харбор отказался добавить какие-либо детали, в частности о сумме выкупа, нынешнем местонахождении судна и месте, куда отправится Thai Union в ближайшее время.

То, о чем промолчал представитель флота ЕС, рассказали сами пираты. По их словам, сумма выкупа составила $3 млн.

«Мы отпустили судно под названием Thai Union за $3 млн. Команда находится в безопасности», -- рассказал Reuters представитель морских разбойников, назвавшийся Хассаном.

Рыболовецкое судно Thai Union 3, шедшее под флагом Таиланда, было захвачено пиратами в районе Сейшельских островов 29 октября 2009 года. Среди членов экипажа находились 23 калининградца. Помимо россиян на борту находились двое филиппинцев и двое граждан Ганы. В ходе стычки в руку был ранен капитан. Позднее пираты утверждали, что это произошли случайно: они приняли фонарь в его руке за пистолет и начали стрелять.

Возвращение домой

Освобожденный сейнер уже встретился с буксиром ВМФ России СБ-36 и в его сопровождении направляется к Сейшельским островам, сообщил управляющий флотом таиландской группы компаний Thai Unuon россиянин Дмитрий Шпорт, передает РИА «Новости».

«Судно идет к Сейшельским островам. Там безопасно и есть хорошая ремонтная база. Экипаж там пройдет медосмотр. После четырех месяцев в плену кому-то может понадобиться помощь врачей, может быть, психологов, и такая помощь будет немедленно оказана. А потом экипаж полетит домой», -- сказал он.

Шпорт подтвердил, что состояние здоровья экипажа, состоящего большей частью из россиян, нормальное, включая капитана судна Сергея Харлана, раненного в руку при захвате сейнера.

«Медицинский осмотр -- это скорее мера предосторожности, ведь члены экипажа пробыли в стрессовой ситуации более четырех месяцев, пока шли переговоры. А переговоры были непростые, с неожиданными поворотами. Можно только пытаться представить себе, что в моменты этих поворотов пережили моряки», -- сообщил он.

На вопрос о том, каковы были окончательные условия освобождения экипажа и судна, Шпорт отвечать не стал. «Понимаете, сами пираты могут сказать что угодно о суммах, которые они требовали или уже получили, и эти их высказывания будут всеми цитироваться за неимением другой информации. Пираты ничем не рискуют, правду они при этом говорят или лгут. С точки зрения хозяев захваченных судов и коллег попавших в плен моряков, распространение информации, даже об уже состоявшейся сделке, очень рискованно. Это риск не для экипажа, который уже освобожден и едет домой. Это риск для тех экипажей, которые еще находятся в плену, и для владельцев их судов», -- сказал он.

Борьба с пиратами

За последнее время патрулирующим восточное побережье Африки кораблям различных стран удалось добиться ряда успехов в борьбе с пиратами. 5 марта датский спецназ освободил сухогруз с 25 моряками. Датчане отреагировали на захват торгового судна практически сразу после нападения. 2 марта натовский эсминец потопил плавучую базу пиратов. Месяцем раньше российский сторожевой корабль «Неустрашимый» взял в плен семерых пиратов, пытавшихся захватить словенский балкер. Судно пиратов было затоплено.

Однако пираты продолжают выходить в море на примитивных судах и лодках, найти замену которым не представляет труда. Пробелы в международном законодательстве также серьезно осложняют борьбу с разбойниками. Затопление их судов и баз производится только после того, как вся команда перейдет на спасательные шлюпки. При высадке на пиратскую лодку огонь на поражение открывается только в случае сопротивления экипажа, и сомалийцы об этом хорошо осведомлены. Таким образом, столкновение с патрульными кораблями практически не представляет для них опасности.

Более того, в силу особенностей международного права пиратов очень сложно преследовать в законодательном порядке в той стране, представители которой взяли их в плен или на чье судно и граждан они совершили нападение. Даже оказавшись в руках военных, пираты зачастую вскоре возвращаются на свободу.

Наконец, боевые корабли могут преследовать сомалийцев только в море. Нападение на наземные базы чревато международными последствиями, а оказываться втянутыми в гражданский конфликт в Сомали, бушующий с начала 1990-х годов, не хотят ни ЕС, ни США, ни НАТО, ни Россия. Если пираты добрались до берега, остается лишь платить выкуп.

Полная версия