Правительство готовится внести на рассмотрение в администрацию президента инициативы по реформированию госкорпораций. По мнению Минэкономразвития, на текущий момент к акционированию готовы лишь две структуры -- «Роснано» и «Росавтодор». Ранее в числе кандидатов на изменение правовой формы чиновники также называли ВЭБ и «Ростехнологии».
Минэкономразвития предлагает в краткосрочной перспективе акционировать только две государственные корпорации -- «Роснано» и «Росавтодор», передает «Интерфакс». Другие госкорпорации могут сохранить свой статус с выделением из них коммерческих функций. Как сообщил директор департамента корпоративного управления Минэкономразвития Иван Осколков, соответствующие предложения министерства внесены в правительство.
«Олимпстрой» без альтернатив
По словам чиновника, предлагается сохранить организационно-правовую форму госкорпорации для Агентства по страхованию вкладов (АСВ), так как оно «никаких коммерческих функций не выполняет и не нарушает конкуренцию». Осколков отметил, что в будущем эту госкорпорацию можно было бы реформировать в юридическое лицо публичного права в случае, если такая правовая форма будет создана в России.
Касаясь фонда реформирования ЖКХ и «Олимпстроя», представитель министерства отметил, что «нецелесообразно менять форму на период осуществления возложенных на них полномочий, то есть до 2013 года для Фонда реформирования ЖКХ и до 2015 года для «Олимпстроя». Позднее эти госкорпорации сами прекратят свою деятельность.
Говоря о «Роснано» и «Росавтодоре», Осколков признал, что эти структуры «никаких дополнительных издержек нести не будут, если будут достигать выполнения своих функций через правовую форму акционерного общества». Поэтому, по его словам, предлагается реформировать эти организации в АО уже в 2010 году или в начале 2011 года. Соответствующие законопроекты могут быть подготовлены и внесены в Госдуму уже в весенне-летнюю сессию.
По словам чиновника, инициативы нашли понимание в «Роснано», но не согласованы в отношении «Росавтодора» с Минтрансом. «Решение в отношении «Росавтодора» будет приниматься на уровне правительства», -- заключил Осколков.
С примесью коммерции
«Росатом», по его мнению, не действует в конкурентном поле и не искажает конкурентной среды. Более того, в данном случае госкорпорация выполняет функции регулятора в отрасли в процессе использования атомной энергии. С другой стороны, есть функции генерации и сервиса, которые выполняются на коммерческой основе.
Осколков напомнил, что для «Росатома» определен переходный период до 2011 года, когда он должен акционировать управляемые им ФГУПы. До истечения этого срока Минэкономразвития предлагает не принимать никаких решений в плане реформирования структуры и вернуться к этому вопросу уже после 2011 года.
«Ростехнологии», по мнению директора департамента корпоративного управления, также управляют ФГУПами, на базе которых должны до 2014 года появиться более десяти субхолдинговых компаний в виде акционерных обществ. С другой стороны, по словам чиновника, госкорпорация занята в сфере военно-технического сотрудничества. «Эту функцию не может выполнять коммерческая организация. В дальнейшем можно выделить эту функцию в некоммерческую организацию или говорить о сохранении госкорпорации с этой функцией», -- объяснил позицию МЭР Осколков.
Банковский триллион ВЭБа
В заключение чиновник описал ситуацию с Внешэкономбанком. Эта госкорпорация выполняет работу по поддержке экономики. «Эти функции должны сохраниться. Это функции квазибанка (банка развития), их вероятно сохранить в виде госкорпорации либо юридического лица публичного права», -- заявил Осколков.
По его словам, нецелесообразно заставлять ВЭБ получать банковскую лицензию, так как это может потребовать как минимум 1 трлн рублей. Кроме того, банк выполняет антикризисные функции, выдавая в том числе субординированные кредиты. Эту функцию, отметил представитель МЭР, также логично оставить в рамках действующей структуры до истечения сроков кредитов, то есть примерно до 2019 года.
Другие функции Внешэкономбанка, например, по обслуживанию внешних долгов или по управлению пенсионными накоплениями, сказал Осколков, можно было бы вывести из ВЭБа и передать, например, в создаваемое Российское финансовое агентство или другим коммерческим организациям. Кроме того, отметил он, у госкорпорации нет необходимости осуществлять функцию по управлению активами. Поэтому, по словам Осколкова, предлагается до 2012-2013 годов передать такие активы ВЭБа его дочерним организациям, которые функционировали бы в виде акционерного общества, либо передать их государству, либо продать.
Бесперспективная форма
Согласно поручению главы государства, правительство должно внести предложения по реформированию госкорпораций в администрацию президента до 1 марта 2010 года. Дмитрий Медведев неоднократно касался этой темы в публичных выступлениях. Так, в послании Федеральному собранию президент заявил, что считает «эту форму в современных условиях в целом бесперспективной». Он отметил, что те госкорпорации, у которых ограничен срок работы, «должны по завершении их деятельности быть ликвидированы», а все остальные -- «со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством».
Чуть позднее помощник президента Аркадий Дворкович уточнил, что первыми в очереди на акционирование окажутся ВЭБ, «Ростехнологии» и «Роснано». Он пояснил, что государство сохранит за собой контроль в акционирующихся госкорпорациях, а на продажу частным инвесторам в первую очередь будут выставлены активы, входящие сейчас в «Ростехнологии».
Кроме того, президент отметил в послании, что они могут быть акционированы и переданы в руки частных инвесторов. «В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе, там, где нам это необходимо, или будут реализованы частным инвесторам», -- заявил Медведев.
Помимо этого президент заявил о необходимости «провести независимый аудит корпораций, а также крупных компаний с госучастием» и «внедрить в каждой из них современные модели управления».