Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Судовладельцы предлагают блокировать Сомали

Мировые судовладельцы предлагают свой способ борьбы с пиратством. По их мнению, нужно блокировать побережье Сомали и выпускать только те суда, которые пройдут международную проверку. Вооружать гражданских моряков судовладельцы не хотят -- слишком опасно для них самих.

В Куала-Лумпуре сегодня состоялась конференция, посвященная морскому судоходству. Особо остро на встрече стоял вопрос борьбы с пиратами, активизировавшимися в последнее время в Аденском заливе, сообщает Associated Press. Управляющий директор Международной ассоциации независимых владельцев танкерного флота Питер Свифт заявил, что инициативы по вооружению экипажа гражданских судов неприемлемы. По мнению судовладельцев, это лишь вызовет всплеск насилия и поставит под угрозу жизнь и здоровье самих моряков.

«Возможно, другой вариант -- не защита всего Аденского залива, а создание блокады вокруг Сомали и реализация идеи перехвата выходящих из Сомали судов», -- заявил Свифт. По его словам, блокада побережья протяженностью 3900 км, конечно, представляет проблему, однако перехват выходящих из Сомали судов мог бы иметь эффект. «Вот здесь важна координация [между военными кораблями]», -- отметил Свифт. По его словам, резолюции ООН позволяют преследовать пиратов, однако заинтересованные страны толкуют эти документы по-разному, поэтому должного эффекта в борьбе с пиратством пока не достигнуто. В связи с этим Свифт предложил ООН выдавать мандаты военным кораблям на преследование и задержание бандитов у берегов Сомали.

Идею судовладельцев поддерживают и в Международном морском бюро. «Любое действие по предупреждение выхода пиратов в море должно приветствоваться», -- отметил руководитель антипиратского центра бюро Ноэль Чунг.

Сейчас в Аденском заливе находятся военные корабли нескольких стран, в том числе сторожевой корабль Балтийского флота «Неустрашимый». Эти корабли патрулируют международный судоходный коридор, сопровождают некоторые торговые суда и оказывают помощь подающим сигнал тревоги морякам.

В свою очередь главком НАТО Джон Крэддок отметил, что корабли стран-членов НАТО имеют мандат лишь на патрулирование вод Аденского залива и на сопровождение судов, зафрахтованных Продовольственной программой ООН. На вопрос, как он расценивает предложение постпреда России в альянсе Дмитрия Рогозина нанести удар по базам пиратов на суше, Крэддок ничего конкретного не сказал. «Это далеко за пределами моей компетенции», -- сказал генерал.

Сейчас в районе Африканского Рога находятся четыре военных корабля НАТО, по одному кораблю от России, Индии, Дании и Малайзии. Кроме того, поддержку оказывают корабли пятого флота США, расквартированного в Бахрейне. Сами военные признают, что патрулирование такой обширной акватории -- утопичная идея.

Спасение индийских моряков

Между тем сегодня пираты освободили судно японской компании Stolt Valor, которое было захвачено 15 сентября и за которое 16 ноября был выплачен выкуп. На борту находились 18 индийских моряков. Сегодня они начали возвращаться на родину. По словам члена экипажа судна Алистера Фернандеса, моряков держали под прицелом круглые сутки, пираты ходили с ними даже в туалет и душ. Другой моряк Навид Бурондкар рассказал, что пираты были вооружены гранатометами и автоматами, поэтому их постоянное пребывание рядом негативно сказалось на психике членов команды. «Им было по 20--30 лет, каждый был на взводе, казалось, что ради денег они сделают все что угодно», -- поделился Бурондкар своими впечатлениями.

Тем не менее индийские моряки надеются вернуться на судно в ближайшее время. По их словам, им снова придется ходить через Аденский залив.

С начала текущего года близ Сомали совершено 95 атак, захвачено 39 судов. Более 15 судов, команды которых насчитывают совокупно 300 человек, до сих пор находятся в руках пиратов. В основном базы пиратов находятся в мятежной области Пунтленд, которая не подчиняется центральному правительству Сомали. Последнее также условно: коалиционное правительство в государстве не может быть сформировано уже несколько месяцев.

Полная версия