Москва
6 ноября ‘24
Среда

Устроившего бойню майора довели рассказы об ужасах войны

База Форт-Худ, где майор Нидал Хасан расстрелял сослуживцев, лидирует среди американских баз по числу самоубийств и депрессий. Эксперты считают, что устроивший бойню военнослужащий впал в агрессию из-за боязни отправки на войну. 4 ноября он раздал соседям имущество, а 5 ноября открыл огонь по товарищам.

Техасская военная база Форт-Худ, на которой 5 ноября произошло массовое убийство, имеет второе название. Среди военнослужащих ее называют «Великолепное место». Это одна из лучших баз по качеству жизни в американской армии: новые дома, великолепное медицинское обслуживание, зоны отдыха, школы -- все это расположено на площади в 880 кв. км. Для наглядности: Форт-Худ почти в пять раз больше американской столицы и немногим меньше Москвы.

Только в парке озера Белтон можно покататься на лодке, поиграть в пейнтбол, проехать по маршруту для горного велосипеда, а уж о площадках для волейбола, баскетбола и бейсбола и говорить не приходится. «Форт-Худ также привлекает внимание развлекательной индустрии и часто принимает у себя знаменитостей, театральные шоу и национальные танцевальные коллективы», -- говорится в описании, которое дает командование базы.

Дурная слава

Место, которое более 200 тыс. человек (военнослужащих и членов их семей) называют домом, кроме высокого уровня жизни имеет и другую «славу». То, что не выносится в рекламные буклеты и путеводители: с момента начала второй иракской кампании в 2003 году Форт-Худ занимает первое место среди баз США по самоубийствам. Кроме суицидов Форт-Худ лидирует по числу военнослужащих с посттравматическим синдромом, депрессией и другими заболеваниями психики. К этому добавляется и повышенное число алкоголиков и наркоманов среди военнослужащих базы. Такая ситуация сложилась в результате непомерно частых и продолжительных боевых командировок в «горячие точки».

В этом году, как сообщили Infox.ru в пресс-службе Пентагона, в американской армии 117 военнослужащих свели счеты с жизнью. Десять случаев приходятся на Форт-Худ. С 2003 года на этой базе покончили с собой 75 военнослужащих. Стоит отметить, что это самая большая американская военная база, на которой проходят службу более 53 тыс. военнослужащих.

Многие из них не по одному разу были в боевых командировках. По данным военных медиков, примерно треть из вернувшихся с войны военнослужащих страдает от различных нарушений психики. С каждой следующей командировкой нарушения усиливаются. На помощь таким военнослужащим приходят медики-специалисты. Одним из таких врачей был и 39-летний майор Нидал Малик Хасан, который в четверг убил 13 человек и ранил еще 30. Майор Хасан каждый день сталкивался со своими сослуживцами, которые страдали расстройствами психики после возвращения из «горячих точек». Хасан прекрасно знал, что может происходить с людьми после возвращения. Но вот пришла и его очередь: майора Хасана должны были отправить в командировку -- в Ирак или в Афганистан.

По мнению профессора психиатрии катастроф из университета Тулан из Нового Орлеана Чарльза Фигли, у майора Хасана развился так называемый вторичный посттравматический синдром, который и привел к трагедии. «Столкновение на регулярной основе с травмами психики, полученными в результате боевых действий, зачастую оказывает негативный эффект на медиков, которые этими травмами занимаются. Однако чаще всего должное внимание в этой области врачам не уделяется», -- пишет Фигли в редакторском блоге газеты New York Times. В соответствии с исследованием Фигли, последствия от вторичного посттравматического синдрома не отличаются от первичного. Кроме этого, в случае с майором Хасаном добавился страх быть отправленным в боевую командировку.

4 и 5 ноября майор Хасан раздавал соседям скромное имущество: Коран, мешок с овощами, матрас и еще кое-какие мелочи из своей однокомнатной квартиры. «Мне это больше не понадобится», -- сказал он соседке Патрисии Вилле, отметив, что его отправляют в Ирак или Афганистан.

Хасан -- мусульманин с палестинскими корнями, который родился в США и добровольно служил в армии. Он был опечален военными действиями в Ираке и Афганистане, но гордился работой -- будучи армейским психиатром, он помогал приводить в порядок больные головы вернувшихся с войны. Шесть лет -- до июля 2009 года -- Хасан работал в военном госпитале Уолтер Рид в Вашингтоне. Это один из самых крупных военных медицинских центров в США, где, в частности, проходят лечение военнослужащие, получившие ранения в «горячих точках».

Еще во время работы в Вашингтоне у Хасана появились «некоторые проблемы» в общении с пациентами. Об этом в интервью газете New York Times сообщил доктор Томас Григер, который в свое время руководил практикой Хасана в госпитале. Подробности сообщить Григер отказался. В то же время он охарактеризовал Хасана как спокойного и тихого человека, который никогда не отзывался дурным словом об армии или своей стране. «Я не слышал ничего противоположного присяге, которую он давал как военнослужащий», -- отметил Григер.

За полгода до трагедии в Форт-Худ Хасан попал под неофициальное расследование правоохранительных органов. Под его именем в интернете появились сообщения, в которых, в частности, террористы-смертники приравнивались к солдатам, которые бросались на гранаты, чтобы спасти сослуживцев. Однако из-за отсутствия доказательств официальное расследование так и не было открыто. Сейчас, в виду случившегося, следствие отрабатывает и это направление.

Из квартиры Хасана изъят компьютер и другие личные вещи, которые стрелявший не успел раздать соседям. Сам подозреваемый лежит в госпитале: он получил четыре ранения и находится в коме.

Надежда на конец войны

Сейчас следствие и журналисты начинают находить все новые подробности из жизни Хасана, на которые ранее никто особого внимания не обращал. Так, например, доктор Вэл Финнел, который в 2007-2008 году учился вместе с Хасаном в военном университете в Бетесде (штат Мэриленд), рассказал об интересе Хасана к проблеме войны с терроризмом и его высказываниях о том, что он, «в первую очередь мусульманин, а уже потом американец». Войну с терроризмом, по словам Финнела, Хасан рассматривал как войну с исламом.

В середине августа, уже на базе Форт-Худ, Хасан пострадал из-за своей религии. По словам управляющего жилым комплексом, где расположена квартира Хасана, Джона Томпсона, военнослужащий Джон Ван де Волкер поцарапал машину Хасана Honda Civic и содрал с бампера наклейку «Аллах есть любовь». По словам Томпсона, Волкер ранее служил в Ираке и очень огорчился, когда узнал, что Хасан мусульманин. Волкер был арестован по подозрению в порче имущества 21 октября.

По свидетельству тети Хасана Ноэль Хасан, ее племянник после терактов 11 сентября 2001 года за свое вероисповедание регулярно подвергался нападкам. В интервью газете Washington Post она заявила, что Хасан на протяжении нескольких лет пытался уволиться из армии и даже предлагал выплатить стоимость своего обучения, которое армия дала ему бесплатно в обмен на службу. В то же время у Хасана не было друзей и, как отметила Ноэль, он часто говорил, что «армия -- его жизнь».

В Форт-Худ Хасан прибыл в августе -- с этого начался процесс отправки в боевую командировку. Точный срок ее начала, как и страну, военное руководство не разглашает. В «горячей точке» Хасан должен был заниматься знакомой работой: вести беседы с военнослужащими, у которых возникают проблемы с психикой.

Двоюродный брат Хасана Надер рассказал New York Times, что его брат был очень напуган предстоящей службой в зоне боевых действий. По словам Надера, Хасан слишком хорошо знал на своих пациентах, какие шрамы оставляет война. «Люди каждый день ему рассказывали об ужасах, с которыми там сталкивались», -- сказал Надер.

В свою очередь полковник в отставке Терри Ли, который работал с Хасаном, заявил в интервью Fox News, что его коллега надеялся на вывод войск Бараком Обамой из Ирака и Афганистана. Ли отметил, что Хасан часто спорил с другими военнослужащими, которые поддерживали военные действия, и всячески старался предотвратить свою отправку на войну.

В настоящее время у следствия еще нет однозначного ответа на вопрос, почему именно Хасан открыл огонь по своим сослуживцам. Наиболее вероятной выглядит версия психического расстройства в ожидании боевой командировки. Более или менее вразумительно на этот вопрос можно будет ответить в том случае, если Хасан придет в себя после полученных ранений.

Полная версия