Сентябрь стал провальным для рекламы в российских газетах и журналах, свидетельствуют последние данные «Видео интернешнл». За девять месяцев рынок ужался на 44,5%.
Объемы рынка рекламы в центральной прессе за январь--сентябрь 2009 года снизились на 44,5%, подсчитал концерн «Видео интернешнл». Объем рынка в рублях составил около 18,7 млрд руб. За аналогичный период прошлого года пресса собрала 33,75 млрд руб. Падение рынка рекламы в ежедневной прессе за отчетный период составило 39%. Еженедельные газеты просели на 21%. Ежемесячные журналы собрали на 42% меньше рекламы, чем годом ранее. Сборы еженедельных журналов обвалились на 45%. Рекламные издания просели на 56%. Динамика рынка рекламы в прессе ухудшилась в сентябре, констатируют эксперты «ВИ». Падение в рекламных площадях в этом месяце достигло 41%. В пересчете на рубли -- 51%.
Падение рекламного рынка, по подсчетам АКАР, стабилизировалось на уровне 30%. Рост демонстрирует только сегмент интернет-рекламы.
Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) подсчитала объем рекламного рынка России за три квартала 2009 года. Количество размещенной за девять месяцев рекламы в рублевом пересчете, включая НДС, составило 130 млрд руб. -- на 30% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие же масштабы падения отмечались АКАР и по итогам первого полугодия.
21% рекламы потеряло телевидение, достигнув уровня 73,5-74,5 млрд руб. за три квартала. Спад в этом сегменте не увеличился, но и не уменьшился по сравнению с результатами первого полугодия.
На радио темпы падения снижаются начиная с первого квартала, когда они достигали 38%. По итогам двух кварталов года здесь было зафиксировано падение на 36%, а по итогам трех кварталов -- уже на 35%. Вся радиореклама с начала года оценивается в 6,4-6,5 млрд руб.
Темпы падения рекламного рынка печатных СМИ тоже сократились на 1%, с 45% по итогам полугодия до 44% за три квартала. На рынке газетных изданий спад сократился до 37%, а среди журнальных остался прежним -- 41%. Падение доходов рекламных изданий остается наиболее значительным и продолжает увеличиваться: к концу третьего квартала оно достигло 55%. В целом объемы рынка рекламы в прессе составили примерно 22,7 млрд руб. за три квартала.
Спад на рынке наружной рекламы с начала года увеличивается на 3% ежеквартально. С 36% по итогам января--марта он увеличился до 42% по итогам января--сентября. Объем этого рынка эксперты АКАР оценили в 19,7 млрд руб.
Рынок интернет-рекламы без учета контекстной продолжает расти, но не такими темпами, как в первом полугодии 2009 года. Во втором квартале этот рынок удвоился по сравнению с первыми тремя месяцами года, а общий полугодовой прирост составлял 5%. В третьем квартале интернет-реклама не увеличила темпов прироста, а по итогам всех девяти месяцев даже их сократила. При объеме рынка 5,2-5,3 млрд руб. рост рынка к аналогичному периоду 2008 года составил только 3%.
Сократилось на 1% падение рынка рекламы в «новых медиа» (indoor-реклама, реклама в кинотеатрах, на кабельных и спутниковых телеканалах), достигнув 22% за девять месяцев. Объем рынка -- 2,5 млрд руб.
Ранее Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) опубликовала официальную оценку объемов рекламного рынка за первое полугодие 2009 года. В большинстве сегментов падение продолжается примерно теми же темпами, что и в начале года: в среднем спад увеличился на 1%.
Телевидение
Снижение объемов рынка рекламы на телевидении за полугодие, по оценке АКАР, составило 21%. Эта цифра совпадает с предварительными данными группы компаний «Видео интернешнл». Спад незначительно увеличился по сравнению с первым кварталом, в котором составлял 20% к аналогичному периоду.
Из ранее опубликованных данных исследовательской компании TNS следует, что спад на рынке телерекламы перестал увеличиваться. Телевидение во втором квартале потеряло 7% рекламодателей по сравнению с тем же периодом прошлого года. Эксперты сообщают, что, по предварительным данным за третий квартал, в сегменте телерекламы ожидается рост.
Печатные СМИ
Темпы сокращения рынка рекламы в прессе увеличились по сравнению с первым кварталом на 3% и достигли 45%. Сильнее всех пострадали рекламные издания: в их сегменте минус достиг 53%. В газетах рекламы стало меньше на 40%, а в журналах -- на 41%.
По оценке президента издательского дома «Hachette Filipacchi Shkulev / Интермедиагруп» Виктора Шкулева, в рамках ИД падение рекламных доходов составило 20% за полугодие. В целом по рынку ситуация хуже в два раза, уточнял он. Коммерческий директор «Коммерсанта» Павел Филенков оценивает спад по издательскому дому примерно в 40% за полугодие. В РБК уменьшение рекламы в сегменте деловой прессы оценивают в 30%. По данным TNS, спад числа рекламодателей увеличился во втором квартале на 1% по сравнению с первым. Эксперты также отмечают переход рекламодателей с прямой рекламы на косвенную.
Наружная реклама
На 3% увеличились темпы спада и в наружной рекламе. Данные АКАР за первый квартал говорили о 36-процентном спаде. Генеральный директор «Эспар-Аналитика» Андрей Березкин заявлял, что за второй квартал сокращение рынка превысило 40%. Снижение в целом за полугодие АКАР оценивает в 39%. По данным TNS, из наружной рекламы во втором квартале продолжали уходить рекламодатели, а лидеры рынка сокращали объемы размещения.
Радио
На радио темпы падения снизились с 38% по итогам первого квартала до 36% по итогам всего полугодия. Советник гендиректора холдинга «Объединенные медиа» Егор Альтман оценивает спад рекламного рынка «в цифру, близкую к 40%». Сильнее, по его мнению, пострадали музыкальные форматы и станции нижней части рейтинга. По данным TNS, на радио во втором квартале спад оказался на 4% больше, чем в первом.
Интернет и новые медиа
Интернет стал единственным сегментом рынка, продемонстрировавшим рост. После 15-процентного спада в первом квартале интернет-реклама достигла 5-процентного роста за полугодие. Ее объемы во втором квартале увеличились в два раза по сравнению с первым: с 1-1,1 до 2-2,1 млрд руб. Данные АКАР не учитывают объемов контекстной рекламы, по которым «мнения экспертов разошлись». Председатель правления агентства IMHO VI Арсен Ревазов ранее заявлял, что контекстная реклама росла быстрее медийной на 5-10% за второй квартал.
По данным опубликованной в конце августа отчетности интернет-холдинга Rambler Media за полугодие, выручка компании от баннерной рекламы сократилась на 12%, а доходы от контекстной рекламы -- на 24%.
В сегменте «новых медиа» (indoor-реклама, реклама в кинотеатрах и реклама на кабельных и спутниковых телеканалах), по данным АКАР, спад уменьшился на 12 процентных пунктов и составил 23% за полугодие.