Найден хвост разбившегося А330
Бразильские военные обнаружили кусок хвоста разбившегося авиалайнера А330. Эта находка может сузить зону поиска бортовых самописцев. Извлечены 24 тела погибших.
В Атлантике обнаружен огромный обломок хвоста разбившегося самолета А330-200 авиакомпании Air France с фирменными синими и красными полосами, сообщает Associated Press. Возможно, где-то в этом районе находятся и бортовые самописцы, которые расположены в хвостовой части самолета. Однако спасатели не слишком радуются -- обломки могло отнести течением, а «черные ящики», возможно, лежат на недосягаемой глубине среди океанских гор.
Повреждения плоскости киля указывают на то, что его отрыв произошел в воздухе.
По словам специалистов, отрыв вертикального оперения и неверные данные о скорости в момент крушения могут быть связаны между собой. Киль A330-200 имеет так называемый ограничитель руля направления, который не позволяет плоскости руля отклоняться от нулевого положения больше, чем на определенный угол. На большой скорости полета ограничитель не дает рулю отклониться настолько, чтобы аэродинамические силы могли вырвать его, а с ним и весь киль.
«Если компьютер неверно определил скорость с помощью трубки Пито, руль может слишком отклониться. Ограничитель контролирует ход руля на больших скоростях и предотвращает его отрыв», -- пояснил бывший руководитель американского Национального агентства безопасности на транспорте Питер Гельц. Отвечая на вопрос, мог ли отрыв киля или руля направления привести к падению самолета, Гельц заявил: «Абсолютно. Руль необходим. И еще нужен ограничитель, чтобы быть уверенным, что руль не оторвется и не разрушится аэродинамикой самолета».
Все силы на поиск людей
По словам бразильских военных, с самолета также замечены еще два пассажирских кресла, обломки фюзеляжа, предметы с символикой Air France и сотни вещей пассажиров.
Вместе с тем бразильские и французские спасатели уточнили, что к данному моменту обнаружены и извлечены из воды 24 тела. Тела, обломки и другие предметы будут доставлять на базу на острове Фернанду-ди-Норонья, где уже развернута криминалистическая лаборатория.
В еженедельном радиообращении к нации президент Бразилии Луис Игнасио Лула да Сильва пообещал, что военные, возглавляющие поисковую операцию, сделают все возможное, чтобы найти тела всех пассажиров и вернуть их родственникам.
Согласно договоренности поисковую операцию возглавляют бразильские военные, расследование причин катастрофы ведут французские специалисты. Накануне в зону поисков подошел французский фрегат Ventose, его команда следует указаниям бразильцев и поднимает на борт тела и обломки. Еще один французский корабль прибудет позднее.
На пути в зону падения А330 находятся также атомная подводная лодка Emeraude и исследовательское судно Pourquoi Pas, на борту которого находятся два глубоководных батискафа. Emeraude и Pourquoi Pas сосредоточатся на поиске бортовых самописцев. Кроме того, два акустических гидролокатора французам предоставят американцы.
Зона поисков огромна -- несколько сотен квадратных километров в 640 км к северо-востоку от архипелага Фернанду-ди-Норонья. По предварительным данным следствия, после возникновения чрезвычайной ситуации в полете экипаж А330 пытался развернуться и вернуться к острову.
Отказ приборов?
Самолет А330-200, на борту которого находились 228 человек (в том числе один гражданин России), вечером 31 мая вылетел из Рио-де-Жанейро в Париж. Через четыре часа после начала полета воздушное судно вошло в зону турбулентности, автоматическая система начала посылать сигналы об отказе электроники. Самолет вышел из зоны ответственности бразильских диспетчеров, но в следующую зону -- сенегальскую -- уже не вошел.
Сначала некоторые эксперты делали предположения, что самолет попал в экстремальный шторм. Однако французские метеорологи заявили, что в день полета лайнера необычной грозовой активности в том районе не наблюдалось -- в этом районе пролетали 12 воздушных судов. По данным Météo France, «метеорологические условия на пути самолета не были особенно неблагоприятными и ничто не указывает на наличие грозового фронта исключительной интенсивности».
Air France заявляет, что проблемы с ПВД на лайнерах А330 и А340 начались в мае 2008 года. В ходе совместного с Airbus расследования было установлено, что на большой высоте инструменты измерения воздушного давления на несколько минут обледеневают, а затем оттаивают. В Air France подчеркивают, что тогда Airbus отвечала, что рекомендованные для А320 модели неизбежно будут обледеневать и оттаивать и что командиры воздушных судов должным образом проинструктированы. Одновременно Air France проводила испытания ПВД нового поколения и начала их установку на лайнеры А330 и А340, не дожидаясь решения Airbus. 27 апреля 2009 года было решено установить такие усовершенствованные и защищенные от обледенения инструменты на всех дальне- и среднемагистральных самолетах.
Вместе с тем в ВЕА подчеркивают, что делать какие-либо выводы о причинах авиакатастрофы пока преждевременно.