В деле о крушении Ту-154 под Смоленском могут появиться подозреваемые
11 томов уголовного дела по расследованию катастрофы самолета польского президента Леха Качиньского, разбившегося весной под Смоленском, переданы Польше. Представитель польской прокуратуры заявил, что в уголовном деле по расследованию крушения президентского лайнера могут появиться «фигуранты».
В Москве состоялась передача Польше 11 томов уголовного дела по расследованию крушения лайнера польского президента Леха Качиньского, разбившегося под Смоленском в апреле нынешнего года. При передаче присутствовали заместитель генпрокурора России Александр Звягинцев и главный военный прокурор Польши Кшиштоф Порульский, сообщает РИА «Новости».
На встрече с журналистами Звягинцев сообщил, что Генпрокуратура России передала польским коллегам запись, сделанную на мобильный телефон, на которой заснят момент падения самолета. «Эта запись подтверждает время падения самолета», -- сказал Звягинцев.
В свою очередь Порульский заявил, что польская прокуратура не исключает того, что в деле о крушении президентского самолета могут появиться подозреваемые. «Наша главная цель -- докопаться до истины. При этом я не исключаю, что в уголовном деле могут появиться фигуранты», -- заявил главный военный прокурор Польши.
В 11 томах, переданных Польше, находятся копии заключений судебно-медицинских экспертиз по 107-и фрагментам тел погибших, с фотографиями, схемами, и результатами химико-токсикологических исследований. Переданы 33 протокола осмотра предметов и документов, найденных на месте катастрофы, 28 протоколов допросов сотрудников органов внутренних дел, 23 протокола допросов гражданских очевидцев катастрофы и 19 протоколов осмотров места происшествия с фотографиями и схемами. Об этом говорится в сообщении пресс-службы СКП России.
Порульский встретился с руководителем СКП Россиии Александром Бастрыкиным. Глава СКП подтвердил, что расследование по факту катастрофы продолжается и ведется в рамках уголовного дела, возбужденного по ч. 3 ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
В распоряжении СКП есть результаты химических экспертиз топлива и масла разбившегося лайнера. По заключению экспертов, исследованные образцы соответствуют требованиям национальных и международных стандартов. «Получены результаты медико-трасологической судебной экспертизы по фрагментам тел членов экипажа воздушного судна: командира Аркадиуша Протасюка, второго пилота Роберта Гживы, штурмана Артура Зентэка, борт-инженера Анджея Михаляка с целью установления места их нахождения на борту воздушного судна в момент катастрофы с учетом полученных ими телесных повреждений», -- сообщают в СКП.
Эти данные и заключения по 319-и телам и фрагментам тел погибших будут переданы Польше позднее.
Следствием по делу допрошено более 150 человек, в том числе сотрудников органов внутренних дел, МЧС и скорой медицинской помощи, выезжавших на место происшествия. Опрошены экипажи самолетов осуществлявших посадку на аэродром «Северный», сотрудники аэродрома. Произведены дополнительные осмотры всей территории аэродрома по светообеспечению, расположению кабинетов руководителей полетов и метеослужбы, сообщают в ведомстве.
Самолет польского президента Леха Качиньского разбился на подлете к аэродрому «Северный» под Смоленском 10 апреля. Погибли 96 человек -- 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Среди погибших -- президент Польши, его супруга и представители руководства страны. Они направлялись в Катынь, чтобы принять участие в траурных мероприятиях. Самолет садился в условиях сильного тумана и зацепился за деревья.
Польша требует материалы
После катастрофы польская военная прокуратура начала свое собственное расследование причин аварии. Рассматривались разные версии, в числе основных -- ошибка пилотов или неверные указания российских диспетчеров. Копии бортовых самописцев лайнера были переданы Польше в мае.
Межгосударственный авиационный комитет смог расшифровать лишь 75% разговоров пилотов с диспетчерами, остальная часть зашумлена. Польша намерена расшифровать то, что скрывают помехи, и опубликовать результаты своей работы этой осенью. Пока в прессе появился лишь ряд новых фраз из переговоров. «Если не приземлимся, меня убьют», -- сказал командир экипажа Аркадиуш Протасюк за несколько минут до катастрофы.
В начале августа в ряде польских СМИ появились заявления о том, что Россия затягивает передачу документов о катастрофе. Польша требовала, в частности, материалы о техническом оснащении и состоянии аэропорта под Смоленском. Критику в адрес России по этому поводу высказал и польский премьер-министр Дональд Туск.
Вице-премьер России Сергей Иванов в ответ заявил, что передача Варшаве требуемых документов возможна только при соответствующем решении прокуратуры России, а со стороны российских властей никаких препятствий для этого нет. В июле лидер партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский, брат погибшего Леха Качиньского, заявил, что польское правительство несет «политическую ответственность» за крушение лайнера, поскольку не купило новый самолет.
За несколько лет до катастрофы с президентским самолетом Ту-154 уже возникали проблемы: в ноябре 2008 года он сломался во время визита Леха Качиньского в Азию. Тогда премьер-министр Польши Дональд Туск заявлял, что «борт № 1» не соответствует нормам безопасности. После крушения один из бывших польских министров отмечал, что польские власти экономили, не решаясь на покупку нового лайнера.