Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Поправки в закон об иноагентах: от средств на спецсчетах до владения российскими производствами

Завтра Госдума рассмотрит в первом чтении поправки в так называемый закон об иностранных агентах - «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Напомним,согласно данному закону, принятому еще в 2022 году,иностранный агент – это лицо, получившее поддержку и (или) в иных формах находящееся под иностранным влиянием и осуществляющее широкий спектр видов политической и иной деятельности. Они подробно перечислены в статье 4 закона.

Также в статье 11 закона для лиц, попавших под статус иноагента, установлен внушительный список ограничений из 18 пунктов. Часть запретов касается участия в политической и общественной жизни страны – занимать должности в органах власти, в любых формах участвовать в избирательных кампаниях, организовывать публичные мероприятия, осуществлять просветительскую деятельность и т.д. Другая часть запретов относится к экономической сфере. Например, иноагенты не могут участвовать в госзакупках, не могут получать господдержку, в том числе и при осуществлении творческой деятельности, не могут использовать упрощенную систему налогообложения и многое другое.

Очевидно, что действующие в настоящее время ограничения не так уж сильно бьют по карманам иноагентов. Чего нельзя сказать о предложенных депутатами новых запретах.

В законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» предлагается фактически запретить признанным иноагентами лицам распоряжаться получаемыми в России доходами от использования «результатов интеллектуальной деятельности». Средства будут поступать на специальный рублевый счет, причем если сам иноагент его не откроет, то за него это должен будет сделать тот, кто перечисляет вознаграждение. Использовать же эти средства человек сможет только при снятии статуса иноагента. Проще говоря, со львиной долей своих заработков придется распрощаться всем уехавшим или не уехавшим из страны и подведенных под статус иноагентов писателям, музыкантам, певцам, актерам и так далее.

Депутаты считают, что решение жестко бить по иноагентам рублем абсолютно правильное. Доходчивее всего об этом сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин: «Большинство иноагентов проживают за границей, но продолжают получать авторские вознаграждения в России и при этом продолжают оскорблять нашу страну. Более того, нередко эти деньги идут на поддержку Украины: предатели перечисляют их тем, кто обстреливает наши города, убивает мирных граждан. Это недопустимо».

Учитывая, что под проектом подписалась почти вся Госдума – 429 депутатов из 450, – и вроде как есть одобрение правительства РФ и Правового управления президентской Администрации, он будет принят, а возможно даже еще более ужесточен. Как сообщил тот же Вячеслав Володин, ко второму чтению проекта планируется внести и запрет на распоряжение доходами от использования движимого и недвижимого имущества. Они тоже будут зачисляться на спецсчета.

Следует отметить, что закон об иноагентах дает внушительные возможности наносить и другие существенные удары по их благосостоянию.

Например, в действующем законе есть еще один мало кем изученный запрет, который при желании также можно сделать весьма чувствительным для иноагентов – как физлиц, так и юрлиц. При этом надо учитывать и то, что по закону статус иноагентов могут получить как российские, так и иностранные юрлица.

Речь идет о части 16 «запретительной» статьи 11 закона, где говорится: «На иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Эта норма определяет, что иноагенты, как и граждане РФ имеющие двойное или второе гражданство или получившие вид на жительство в другом государстве, признаются иностранными инвесторами в рамках закона. И это означает, что указанные граждане, которые прямо или косвенно контролируют либо намереваются получить контроль над любым стратегическим предприятием обязаны получать предварительное согласование государственных органов на совершение сделок с акциями или имуществом таких стратегов. При нарушении требований закона все сделки с акциями признаются ничтожными, а действующие лицензии либо специальные разрешения стратегических предприятий могут быть приостановлены решением правительственной комиссии до устранения выявленных нарушений.

При этом в этом же законе 57-ФЗ установлен конкретный перечень видов деятельности, имеющие стратегическое значение для государства. С момента принятия закона в 2008 году он неоднократно дополнялся, и сейчас содержит 50 пунктов, включая обращение с радиоактивными материалами, разработка криптографии, производство и торговлю оружием, услуги связи, типографии, рыболовство. Его можно дополнять и дальше, в итоге закрывая иноагентам владение различными российскими предприятиями в различных секторах экономики.

Судя по всему не случайно почти одновременно с поправками в закон об иноагентах о спецсчетах в Госдуму депутатом, членом бюджетного комитета Евгением Федоровым был внесен законопроект, который предлагает дополнить данный «стратегический» перечень производством водки. Эти производства, кстати, дают в бюджет более половины собираемых акцизов с алкогольной продукции. А водочными заводами в России, как выясняется, владеет множество иностранных компаний, причем из недружественных юрисдикций, но при этом учредителями и собственниками многих из них являются живущие за рубежом российские граждане со вторым гражданством.

Учитывая возможности не только расширения списка стратегических производств, но и расширения различных определений и понятий в законе об иноагентах, таких как «иностранное влияние» или «иностранные источники», риски для российских граждан - владельцев российских производств через иностранные компании существенно возрастают. Не говоря уже об обладателях вторых гражданств. Если государство решит, что часть доходов, например, от продажи российской водки, которая, кстати, уже считается стратегическим товаром, не должно утекать в зарубежные, и особенно недружественные, юрисдикции, то и закон об иноагентах в этом деле сможет пригодиться.

Полная версия