Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

13:21
Москва
24 ноября ‘24, Воскресенье

Оздоровительный туризм: спрос растет, нужны инвестиции

Опубликовано
Туризм все чаще становится оздоровительным
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Туристический рынок уже серьезно изменился и продолжает меняться.

К счастью, в лучшую сторону. Мы все чаще путешествуем по родной стране, благо увлекательных маршрутов необъятное множество, а с развитием туристической инфраструктуры открываются новые. Ожидается, что по итогам года внутренний турпоток прибавит еще 10 млн поездок и это будет новый рекорд. Это, конечно, радует. Но радует также и другое. На туристическом рынке тренд на оздоровительные поездки. Санатории, спа- и термальные курорты, грязелечебницы, хилинг-отели и другие здравницы набирают очки. В наиболее популярные из них попасть совсем непросто и бронировать места нужно сильно заранее. Спа-курорт «Термы» бизнесмена Александра Удодова в кубанском предгорье - самая молодая оздоровительная локация – увеличил загрузку с января по июль на 23%. Спрос на грани ажиотажного характерен и для других лидеров санкура, и не только на юге. Как положено по законам экономики в такой ситуации растут и доходы здравниц, что создает хорошие условия для апгрейда санаторно-курортного хозяйства. А он необходим.

Cанкур на подьеме

В 2023 году санатории заработали более 225 млрд рублей, на 15% больше, чем годом ранее. По сравнению с доковидными максимумами доходы санкура увеличились в полтора раза и теперь стабильно превышают расходы. Рост доходов продолжился и по итогам первого полугодия этого года – на 15,4% год к году (статистика опубликована на портале Санатории-России.рф). Добавьте сюда государственные и частные инвестиции и можно браться за главную проблему отрасли – нехватку качественного предложения. Здравницы, которые отвечают современным стандартам и запросам потребителей, на рынке в дефиците и едва ли составляют 20%. А новых, построенных «с нуля», объектов вообще единицы. Один из них - спа-курорт «Термы», который был запущен бизнесменом Александром Удодовым осенью 2019 года. В подавляющем большинстве на рынке сильно изношенные санатории советской постройки. Да, у них может быть неплохая лечебная база, особенно, если речь идет о минеральных водах и лечебных грязях, но там просто некомфортно. В результате волна спроса разбивается о нехватку предложения.

Спа-курорт Александра Удодова для процедур использует воду геотермального источника
Спа-курорт Александра Удодова для процедур использует воду геотермального источника

Региональный топ-5 по доходам здравниц достаточно стабилен. Впереди, с большим отрывом, Краснодарский (№1) и Ставропольский края (№2), которые в первом полугодии на двоих получили более 40% от общих доходов санкура и в три раза больше, чем все вместе Крым, Алтайский край и Московская область, которые тоже входят в пятерку лидеров. Краснодарский край лидирует и по инвестиционной привлекательности, в настоящий момент в регионе реализуются инвестиционные проекты на общую сумму почти 50 млрд рублей. Идут работы по реконструкции более 10 пришедших в упадок советских санаториев. Четыре из них, в том числе, знаменитая сочинская «Волна», должны открыться до конца этого года, остальные – в ближайшие два года. Примером удачных инвестиций стал спа-курорт Александра Удодова в Белореченском районе Краснодарского края, в паре сотен километров от морского побережья. Здравница специализируется на бальнеолечении и для процедур использует воду геотермального источника высокой минерализации. Изначально инвесторы рассчитывали на 5 000 гостей ежегодно, но постковидный спрос на здоровье внес коррективы. Курорт стал популярным, инвесторы увеличили номерной фонд почти в полтора раза за счет запуска комплекса шале. В первом полугодии этого года курорт посетили более 11,5 тысяч гостей, по итогам года ожидается 23-24 тысячи.

Ралли на рынке путешествий для здоровья стартовало после отмены ковидных ограничений и будет продолжаться долго, как минимум ближайшее десятилетие. В прошлом году оздоровительный турпоток стал полнее на 400 тысяч человек, вырос на 6,5% и достиг рекордных 7 млн. С января по июнь этого года он прибавил еще более 6 процентных пунктов, по итогам 24-го ожидается рост на 500-600 тысяч гостей. Рост уже сегодня мог быть гораздо выше, но ему мешает выйти на оперативный простор и включить форсаж ограниченность хорошего предложения. Об этом говорит и многомесячная глубина бронирования в популярных здравницах, и то, что по отдельным локациям и регионам спрос подрос значительно выше среднего. Это, например, Пермский край (рост 42% в первом полугодии), Московская область (35%), Чувашия (34%), спа-курорт Александра Удодова или санатории сети «Azimut Здоровье» в Краснодарском крае.

Аудитория здравниц молодеет
Аудитория здравниц молодеет

Взрывной рост интереса к оздоровительному туризма это не только про нас, это глобальный тренд. Сейчас это самый быстрорастущий сегмент мирового туризма. Ожидается, что по итогам года емкость мирового рынка wellness поездок превысит $1 трлн, а в 2027-ом увеличится до $1,4 трлн. Есть у этого туризма еще одна приятная особенность - те, кто едут за оздоровлением готов за это заплатить и не скупятся. По данным Global Wellness Institute такие туристы тратят в среднем гораздо больше, чем обычные путешественники – на 41% для международных поездок и на 175% на внутренних. Ничего удивительного. Здоровье всегда было ценностью первого порядка, а после ковидной турбулентности его значение умножилось для кого-то на 2, для кого-то на 3, а в отдельных случаях и на 10. Найдите отзывы гостей спа-курорта Александра Удодова или других популярных здравниц и вы считаете новый тренд эпохи не хуже социологов или аналитиков рынка. Аудитория оздоровительного туризма становится моложе – признак и того, что это модно, и того, что это надолго. Самая многочисленной возрастной группой стали теперь не пенсионеры, а те, кому от 35 до 44 лет – 43%. Тех, кто на 10 лет моложе (25-34 года) и тех, кто на 10 лет старше (45-54 года) примерно поровну – 23% и 22% соответственно. Это результаты исследования сервиса бронирования от 2ГИС. Наверное, здесь есть своя социологическая погрешность, но тенденция схвачена правильно. Про снижение среднего возраста гостей санкура говорят эксперты, это подтверждают и на «земле» - в здравнице Александра Удодова и в других популярных оздоровительных локациях. В общем рынок на подъеме и надо бы инвесторам не прозевать момент. Санаторно-курортная инфраструктура для здоровья нации создавалась в нашей стране веками, начиная с Петра Великого, теперь сложились все условия и сошлись все звезды для нового рывка вперед.

Западу следует помнить, что России есть, чем себя защитить – Володин
Реклама