Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

19:30
Москва
21 ноября ‘24, Четверг

Работа на будущее: российские технологии получают поддержку

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Использование отечественных разработок будет поощряться федеральными властями, а применение импортных аналогов может даже привести к взысканиям. Россия переориентируется на собственные технологии, усиливая темпы импортозамещения. Это касается и высокотехнологичных производств.

Россия перестанет быть зависимой от западных технологий – в этом уверены участники «Недели технологического лидерства», прошедшей в мае на выставке-форуме “Россия”. В важном для российской экономики событии участвовали, в том числе топ-менеджеры «Росатома», фонда «Сколково», руководители крупнейших компаний сферы IT, энергетики, транспорта, машиностроения, сельского хозяйства, медицинской, химической отрасли, представители Минпромторга, Минцифры, Министерства здравоохранения и других ведомств. Общая позиция - лидерство России в промышленности и технологические прорывы становятся национальными приоритетами. В этом направлении формируются сегодня приоритетные задачи развития промышленности.

А на главном цифровом мероприятии страны - конференции «Цифровая индустрия промышленной России» - премьер РФ Михаил Мишустин поднял вопросы технологической независимости, цифровой трансформации промышленности и будущие планы. В частности, глава правительства РФ сообщил, что будет запущен инструмент поддержки тех организаций, которые начнут применять российские решения по «тяжелому» ПО. Будет компенсироваться до половины затрат на внедрение ключевых классов именно отечественного инженерного и промышленного программного обеспечения. И еще: Минцифры продвигает идею установить сбор с тех компаний, которые будут использовать иностранное программное обеспечение вместо российского.

Такое импортонезависимое программное обеспечение в России уже производят – недавно его представил, например, глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров. Разработчики были отмечены за это достижение Михаилом Мишустиным, который подчеркнул важность замены ПО на отечественные аналоги. Например, новая отечественная система «Управление ресурсами» уже используется крупными корпорациями страны.

Собственные разработки заслуживают внимания

Это пример того, что Россия настроена усиливать рост собственных производств. И разные секторы экономики уже демонстрируют такие прорывы и отвечают на вызовы.

Скажем, как отмечает директор департамента химической промышленности Минпромторга России Артур Смирнов, перед этой отраслью поставлена задача увеличить выпуск химической продукции более чем в 2,5 раза: «Реализовано более 700 проектов развития отрасли, а суммарный объем инвестиций увеличился в этом году более чем в три раза, превысив 1 трлн рублей. Все предыдущие цели достигнуты, и сейчас стоят более амбициозные цели».

Отечественный автопром продолжает удивлять новинками. После недавнего представления обновленной версии AURUS на днях в России впервые представили новые автомобили "Волга". Причем в автомобили, как отмечают разработчики, интегрированы «отечественные сервисы, популярные у российских автовладельцев». У моделей 188-сильный бензиновый мотор, семиступенчатая автоматическая коробка передач, интеллектуальные системы помощи водителю. Уже в этом году начнется выпуск новых машин.

В свою очередь, разработчики российской вертолетной техники используют новые материалы и технологии, а с введением западных санкций этот сектор начал еще активнее разрабатывать новое оборудование. Отрасль вертолетостроения планирует заместить зарубежные композиционные материалы на отечественные, причем самого современного уровня, такие же разработки уже идут и для авиакосмической техники.

Еще одна из отраслей промышленности, на которую возлагает надежды экономика страны, - производство грузоподъемного оборудования. Этой сфере тоже крайне нужно импортозамещение: европейские бренды канатных дорог ушли из России, но работа сферы внутреннего туризма не должна встать. В РФ работает несколько основных компаний, которые делают канатные подъемники – НКД, «ТР Системы», «РУСЛЕТ», а недавно Президенту России Владимиру Путину во время его визита в Торжок рассказали о развивающемся проекте - заводе «ТверьКанатДор» в Тверской области. Это новая производственная площадка компании «РУСЛЕТ», которая уже в начале 2025 года начнет выпускать локализованную канатную дорогу, то есть полностью импортозамещенный механизм, без зарубежных составляющих.

Российские подъемники должны обеспечить развитие инфраструктуры горнолыжного сектора, такую конкретную задачу федеральные власти поставили перед промышленниками в этом году. Во-первых, это работа на перспективу, поскольку европейские канатные дороги, работающие в РФ, уже не обслуживаются их производителями, а в будущем понадобится и ремонт, и сервисный контроль. Стоит заметить, что уже сейчас силами компании «РУСЛЕТ» то самое российское ПО, о внедрении которого говорят на уровне правительства, как раз успешно заменило австрийское управление дорогой Доппельмайр на курорте «Роза Хутор», и теперь местным трассам не грозят перебои. Во-вторых, производители готовы ставить – и ставят – свои подъемники на российских склонах, ведь курорты осваивают новые территории, а еще появляются новые курортные зоны. И канатные дороги нужны не завтра, а уже сегодня. Скажем, они монтируются на трассах в Сочи, Мурманской области, на Алтае.

«Новый импорт» не получает доверия

Есть и другие регионы, которые развивают у себя горнолыжный отдых и имеют потребность в таких сложных механизмах. Например, Челябинская, Иркутская области, центральная часть России. По данным редакции, здесь свою продукцию уже предложила китайская компания BMHRI. Этот бренд выпускает подъемники в неплохих объемах, по крайней мере, в КНР обеспечивая своими механизмами до половины местных курортов. Однако в России китайские подъемники пока не начали устанавливать. Возможно, руководство курортов следит за повесткой дня, учитывая задачи импортозамещения, когда все сферы экономики переориентируются на внутреннее производство. Да и решение это непростое: канатные дороги - сложнейшее производство, поэтому дорогостоящее, надо также просчитывать и любые риски, в том числе с точки зрения безопасности, а также будущего сервиса. Анализируя все за и против, российские курортные кластеры останавливаются на стадии переговоров с Китаем, не продвигаясь дальше. Например, представитель одного из курортов, захотев остаться неназванным, сообщил «Инфоксу»: «Мы пока не решились ставить на наших склонах китайские подъемники, к ним есть вопросы. Взяли паузу, рассматриваем другие предложения, в том числе российские».

Азия пытается заменить Европу по заполнению различных экономических ниш, в которых образовались пустоты. Где-то успешно, где-то пока не очень. Грузоподъемное оборудование, считают эксперты, не является сильной стороной промышленности КНР, в этом направлении российские машиностроители продвинулись далеко вперед. А китайские создавали свои подъемники не сейчас, а еще 20 и более лет назад, и сегодня их продукция отвечает не всем требованиям регламентов, и не всем запросам рынка, отмечает руководитель компании «РУСЛЕТ» Дмитрий Сидорович: «Это по большей степени скромные и устаревшие установки, которые имеют низкую степень надежности». Эта технологическая отсталость китайских канатных дорог мешает эксплуатировать их, ведь те же западные технологии ушли далеко вперед, и российские разработки тоже не отстают. Современнейшие канатные подъемники с отцепляемыми зажимами, с комфортными подогреваемыми сиденьями, крышей-колпаком, имеющие большую скорость и проходимость – вот будущее горнолыжных склонов. Только такая дорога может обеспечить комфорт для туристов, чьи требования к отдыху только растут.

Поэтому, если говорить о прорывных технологиях, которые двигают экономику вперед и к которым стремится Россия, то китайские производители подъемников пока их предложить не могут.

Есть и еще одна сложность. Экономические рынки уже сталкиваются с обратной стороной торговой экспансии Китая, когда КНР играет не по правилам. Например, как рассказывает директор по продажам "НАТЭК-Нефтехиммаш" Никита Воронин, Узбекистан закупил в Китае все оборудование для топливно-энергетического комплекса своей страны. Но когда понадобился его ремонт и модернизация - китайские подрядчики «резко взвинтили цены». То же самое может случиться и с российскими приобретателями китайского оборудования, в том числе грузоподъемного, которое, действительно, требует серьезного сервиса, обслуживания и постоянной доступности необходимых комплектующих и механизмов.

Между прочим, о доступности запчастей стоит сказать особо. Как отмечает Георгий Плотников, глава Технического комитета по стандартизации 289 "Краны грузоподъемные и машины непрерывного транспорта", опытный специалист в области подъемного оборудования, когда появляются новые бренды на рынке, это требует больших запасов запчастей, продуманной логистики поставок: «Пока эта система практически отсутствует, что для подъемно-транспортного оборудования несет в себе большие риски».

Российские подъемники, при этом, обеспечены бесперебойным сервисом. Еще один нюанс – они успешно проходят сертификацию, пройдут и новые ГОСТы, которые вводятся в этом году и касаются безопасности техники и грузоподъемных технологий. Новые стандарты даже более жесткие, чем сейчас используемые, а китайские производства делали и делают свои дороги по своим требованиям, они ниже и европейских, и российских. «Предпринимаемые меры должны изменить ситуацию на российском рынке пассажирских канатных дорог, защитить его от некачественной продукции, и, главное, повысить безопасность на горнолыжных курортах нашей страны, которые стремительно развиваются», - полагает Георгий Плотников.

Медленные и быстрые углеводы: в чем между ними разница и сколько их содержится в продуктах
Реклама