Неудача Первой Донбасской наступательной операции в июле 1943 года сама по себе не означала отказа советского командования от попыток освобождения Донбасса.
В начале августа наша разведка зафиксировала переброску немецких оперативных резервов, решивших исход предыдущего сражения, с Миуса в район Курской дуги, где 3 августа началась операция «Румянцев». Это создавало новые возможности. Уже 5 августа командование Юго-Западным и Южным фронтами под общим руководством представителя Ставки, маршала А.М. Василевского, приступили к подготовке нового наступления. Замысел не изменился – окружить немецкие войска у города Сталино (Донецк). На подготовку операции было выделено очень мало времени – всего две недели, в течение которых проводилась перегруппировка и пополнение войск, в первую очередь танками.
Немецкое командование оказалось совершенно неготовым к такому развитию событий. Оно считало советские войска, понесшие потери в июльских боях, разбитыми и не способными наступать. Соответственно, на Миусе и Северском Донце немцами были оставлены только самые минимальные резервы, достаточные для отражения вылазок местного характера. Расплата за такую ошибочную оценку противника наступила очень скоро.
13 августа в наступление перешел Юго-Западный фронт. Его войска освободили город Змиев и захватили большой плацдарм, но командование фронтом не сумело воспользоваться благоприятной ситуацией – и решило действовать строго по утвержденному плану. Его основные силы перешли в наступление в направлении на Сталино 16 августа. В течение недели шли тяжелейшие бои на плацдармах от Каменки до Богородичного южнее Изюма. Хотя советским частям и удалось в итоге продвинуться почти 10 км в юго-западном направлении, но к 24 августа они оказались полностью остановлены введенными в бой немецкими резервами. Повторялась ситуация месячной давности, сил у фронта переломить ситуацию не осталась. Помощь пришла с юга.
Армии генерала Толбухина начали свое наступление 18 августа. В первый же день стрелковые дивизии вклинились во вражескую оборону на глубину 10 км. Недооценка противника сыграла с немцами злую шутку – необходимых подвижных резервов под рукой не оказалось. Попытки закрыть брешь срочно снимаемыми с других участков сводными боевыми группами к успеху не привели. Южный фронт уверенно развивал свое наступление, наращивая глубину и силу удара. К 23 августа немецкая оборона была полностью прорвана, советские танковые и механизированные корпуса вышли на оперативный простор, дойдя до Амвросиевки и Кутейниково. После этого Ф.И. Толбухин принял ключевое нестандартное решение и 27 августа развернул ушедшие далеко вперед передовые части своего фронта на юг, в сторону Азовского моря, отсекая от основных сил группировку, оборонявшую Таганрог. Этот успешный маневр в итоге и определил исход всей операции. 29 августа советские танки и кавалерия достигли берега Азовского моря. Спасаясь из окружения, немцы поспешно ночью с 30 на 31 августа оставили Таганрог и попробовали отойти на тыловую линию обороны перед Мариуполем, известную как «Черепаха». Однако, в немецкой обороне зияла огромная брешь, закрыть которую гитлеровскому командованию было нечем. В результате Гитлер санкционировал отход войск из Донбасса.
Войска Южного фронта сразу же приступили к преследованию отступающего противника. Прорвавшись к Сталино и Макеевке, они не дали врагу закрепиться на хорошо оборудованном рубеже «Черепаха». Сталино был освобожден 8 сентября, 10 сентября – Мариуполь. К 20 сентября, пройдя почти триста километров войска вышли к вражескому к позиции «Вотан» на реке Молочной у Мелитополя. Отошедшие от Северского Донца немецкие дивизии, преследуемые войсками Юго-Западного фронта, к 20-21 сентября закрепились на плацдармах у Запорожья и Днепропетровска.
Стоит отметить, что отступая, немецкие войска проводили политику «выжженой земли», разрушая промышленные и жилые строения, массово угоняли население. Только поспешность отхода не позволила в полной мере реализовать людоедские планы.
В результате проведения Второй Донбасской наступательной операции был полностью освобожден Донбасс, на территории которого сразу же началось восстановление народного хозяйства. Советские войска нанесли тяжелое поражение группе армий «Юг». Всего за месяц фронт был отодвинут на 250-300 км. Одна из главных стратегических целей советского командования в 1943 году была успешно достигнута.
Данная статья опубликована в рамках проекта «Москва под бомбами 1941-1943» при поддержке Фонда президентских грантов. Организаторами проекта являются Фонд развития науки и культуры «Таволга» и фонд «Я помню». Подробнее о проекте можно узнать на портале, созданном на площадке Государственного музея обороны Москвы.