Наталья Жлобич: Самое важное - это учиться и вкладываться в свои знания и развитие навыков.
Быть предпринимателем - это всегда непросто.
Бизнес всегда связан с большой долей риска, с постоянным поиском, а во время кризиса - с высокой неопределенностью и рыночной турбулентностью. Но со всеми сложностями предпринимательской деятельности в сфере частной медицины и ветеринарии даже в периоды финансового кризиса эффективно справляется Наталья Жлобич, основатель и генеральный директор медицинских центров «КЛИНИКА НА ПИРОГОВА», «Центр Медицины» и ветеринарной клиники «Вильдар». Поговорили с Натальей о сфере предоставления частных медицинских услуг, профессиональном пути и о том, как создать успешную медицинскую компанию.
Наталья, расскажите, как сегодня обстоят дела в сфере частной медицины?
Если говорить про Россию, то здесь частная медицина является достаточно молодой сферой, которая активно начала развиваться только в 21 веке. Однако, это не мешает ей расти достаточно высокими темпами: сегодня частные клиники и медицинские центры у нас в стране составляют примерно 40% от общего числа медучреждений. Если рассуждать в плоскости экономики и бизнеса, частная медицина - это очень перспективная ниша, которая живет даже в кризисы, потому что предоставляет жизненно важные услуги населению. Конечно, возможности для развития могут сильно корректироваться условиями кризисов, снижением общего уровня платежеспособности населения и уровнем конкуренции на местном рынке - это всегда нужно учитывать и брать во внимание.
Почему вы выбрали это направление бизнеса?
Можно сказать, что решение пришло очень внезапно. Мой муж - стоматолог, и у него была небольшая стоматология, рассчитанная на несколько кресел. Мы решили масштабировать уже существующую стоматологию, так как в этом направлении медицины имеется опыт, есть клиентура. Также на тот момент рынок не был перенасыщен, был спрос на частные медицинские услуги высокого качества, мало кто предоставлял услуги с использованием качественного оборудования. Совокупность этих факторов дала понять, что расширение и создание медицинского центра уже не только со стоматологией, но и с общей медициной - это очень перспективная идея.
На сегодняшний день вы владеете тремя крупными компаниями. Расскажите, как вы развивались?
Первый медицинский центр «КЛИНИКА НА ПИРОГОВА», который появился как раз на основе стоматологии мужа, мы открыли в 2015 году. Опыт получили колоссальный, потому что мы решили не обращаться к посредникам и все делать самостоятельно: сами строили, сами проходили этап лицензирования, этап запуска, подбора персонала.
Учитывая, что мой муж начинал работать с 1993 года, его стоматология на тот момент была весьма устаревшая по методам работы, диагностике, техническому оснащению. Мы все, можно сказать, перевернули с ног на голову. Теперь у нас стоматологическое отделение имеет весь комплекс услуг и очень высокий уровень технического оснащения, учитывая, что мы находимся в районном городе.
После открытия мы развивались постепенно, шаг за шагом внедряли новые медицинские направления и закупали новое оборудование. Так появились в нашем центре стационары, диагностика, компьютерная томография, отделение детской медицины. Мы понимали важность предоставления комплексной качественной медицинской помощи и обслуживания, поэтому привлекали профессионалов по смежным специальностям.
«Центр Медицины» мы открыли в 2018 году в городе Алексин Тульской области. Здание под этот медицинский центр было практически в два раза больше, но это не доставило существенных проблем. Все этапы открытия были уже пройдены и понятны, поэтому особенных сложностей тут мы не встретили. А процесс дальнейшего развития центра я делегировала на исполнительного директора, работу которого я на данный момент лишь курирую.
Ветеринарный центр «Вильдар» мы открыли в 2020 году - тут было больше впечатлений, потому что специфика ведения бизнеса здесь немного другая. Однако, идея попробовать открыть ветеринарию пришла как раз из-за того, что это смежное направление, а у нас на тот момент было неиспользуемое рабочее оборудование, расходные материалы и так далее. Можно сказать, данный бизнес родился как решение по оптимизации.
Как вы заметили, ветеринария - это для вас смежное направление. Насколько сильно отличаются концепции ведения бизнеса?
В каком-то смысле ветеринария дает мне свободу как предпринимателю. Здесь я вижу законченный случай пациента. В обычной медицине я вижу и могу проанализировать случай пациента только на диагностике или амбулаторном приеме, а дальше или происходит выздоровление, или он уходит в стационар, за хирургической помощью, то есть я уже не вижу его динамику. Это происходит, потому что приходится пересылать пациента в другую организацию, у которой есть соответствующие лицензии.
Ветеринария - это иная история, тут я вижу весь цикл работы с пациентом: от поступления до реабилитации. Это возможно, так как в ветеринарии нет строгих стандартов и правил по оснащению кабинетов, требований государственного лицензирования оборудования, что позволяет нам внедрять самые современные и эффективные зарубежные разработки. Такие возможности дают почву для роста компании и мне как предпринимателю множество инструментов для развития бизнеса.
Наталья, как вам удается совмещать одновременное управление тремя крупными организациями? Создает ли это какие-то сложности?
Так как мы росли постепенно и открывали компании не одновременно, а с разницей в несколько лет, многие вопросы удавалось решить к открытию новой компании, перевести их из острых проблем в стадию рутинных задач. Конечно, приобретаемый опыт очень помогал в адаптации к новым вызовам и множество возникших проблем во время становления второго и третьего бизнеса мы уже знали, как решить.
Более того, медицина и ветеринария являются смежными направлениями, поэтому специфика бизнес-процессов и общих тенденций развития у них также схожие, что только помогает параллельному управлению компаниями в данных сферах.
Очень важным этапом было формирование сильной команды, особенно управляющего звена, топ-менеджеров. Для того чтобы уделить больше времени развитию и стратегическому планированию, необходимо передать множество операционных вопросов исполнительному директору.
На чем сегодня вы фокусируетесь в бизнесе больше всего?
Сегодня есть несколько приоритетных направлений. Одно характерно даже для всего рынка частной медицины и ветеринарии - это подбор и привлечение высококвалифицированных специалистов. Дело в том, что данные сферы непрерывно развиваются: внедряются новые технологии, подходы, появляются новые возможности для лечения пациентов. Хорошему специалисту необходимо постоянно учиться и использовать самые современные концепции и технологии. В связи с этим мы ориентируемся на постоянное получение образования нашими сотрудниками, мы вкладываемся в обучение и практику наших специалистов, чтобы постоянно повышать качество оказываемой медицинской помощи. Это, наверное, самый основной вектор развития компаний.
Вторым направлением является закупка современного эффективного оборудования также в целях улучшения качества предоставляемых услуг. Тут ситуация работает даже в две стороны: при наличии хорошего и качественного оборудования появляется возможность привлечь квалифицированных кадров, которым будет интересно работать с таким оборудованием.
А лично вы как предприниматель на чем фокусируетесь?
Я ориентируюсь на постоянное обучение. Еще с момента открытия первого медицинского центра я поняла важность развития своих навыков в сфере бизнеса. Очень много времени на первом этапе было уделено изучению законодательства и особенностей работы медицинских организаций. В этом плане я всегда стараюсь разобраться во всех деталях сферы, в которой работаю. Сейчас уже долгое время фокусируюсь на обучении менеджменту и работе с персоналом, потому что человеческий капитал - это наша самая главная ценность.
Вы сказали, что частная медицина и ветеринария являются перспективными сферами в России. Насколько активно развиваются ваши компании?
Очень стандартная ситуация всегда наблюдается в первое время после открытия компании - это рост на 150-200% в течение первого и второго года. Конечно, это только момент после открытия, потом темпы начинают снижаться. Но главное отличие наших компаний - это стабильный рост. Ни по одной компании у нас не было ситуации, когда годовая прибыль снижалась по отношению к предыдущему году, даже во время кризиса.
«КЛИНИКА НА ПИРОГОВА» является нашим самым первым медицинским центром, на сегодняшний день он показывает средний рост примерно на 25-35% в год. «Центр Медицины» в городе Алексин показывает рост на 31-48%, но мы уверены, что в этом году показатели будут намного выше, потому что мы запустили дневной стационар, который уже сильно повысил показатели ежемесячной выручки. Ветеринарная клиника «Вильдар» показал в первый год около 200% роста, а в последние два года: 135% и 118%. Компания молодая, соответственно, мы очень активно растем.
Наталья, какой бы вы могли дать совет начинающим предпринимателям в сфере частной медицины?
Самое важное - это учиться и вкладываться в свои знания и развитие навыков. Сегодня я практически все свое свободное время уделяю учебе. Информации важной очень много, с ней необходимо постоянно работать, систематизировать и оперативно внедрять полученные знания. Это очень сложно, но, как я считаю, невероятно интересно. Обучение - это всегда не только профессиональный рост, но и личностный, и это точно благоприятно сказывается на бизнесе.
Второй фундаментальный вопрос, который необходимо решить на первоначальном этапе - это формирование команды компетентных профессионалов. В частной медицине команда - это самое главное, это то, без чего не живет бизнес. Поэтому необходимо подбирать квалифицированные кадры на каждую позицию: от администратора до топ-менеджера, потому что каждый из них влияет на качество предоставляемой услуги. Предпринимателю же необходимо постоянно совершенствоваться в навыках работы с сотрудниками.