Победители Всероссийского образовательно-туристического конкурса «Страна открытий» в воскресенье 15 августа отправились в путешествие по маршруту Москва – Нижний Новгород – Киров – Казань – Самара - Москва в сопровождении гидов-кураторов и под наставничеством популярных блогеров – Дани Милохина, Артура Бабича, Вали Карнавал.
Чтобы принять участие в конкурсе, детям нужно было снять ролик о туристическом потенциале родного региона согласно одной из 10 номинаций, смонтировать его и выложить на платформу TikTok.
Конкурс «Страна открытий» организовали Комитет по туризму Москвы, Ростуризм, ГК «Просвещение» и ОАО «РЖД», предоставившее участникам конкурса уникальный комфортабельный «детский поезд». Спонсорами и партнерами выступили такие компании, как ПАО ЛУКОЙЛ, vivo Y31, TODES Wear Monogram, SPLAT, BY, «БОМБОРА». Проект путешествия поддержали производители «Айсберри» и Nature's Own Factory, «НоваПродукт АГ», Bionova и «Ол'лайт» – они обеспечат участников питанием на протяжении всего маршрута. Информационные партнеры железнодорожного путешествия «Страна открытий» – LIFE, «Российская газета», «Пионерская правда», «Москва 24», радио «Говорит Москва», «Классное радио РДШ», «Детское радио».
Подробнее о проекте и конкурсе Мария Киселева, заместитель генерального директора по региональному взаимодействию АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы» рассказала в интервью Infox.
– Конкурс «Страна открытий» зарождался как городской проект, а сейчас вы перешли на федеральный уровень, и в нем стала участвовать целая страна. В чем, помимо расширенной географии, существенная разница этого года и предыдущего?
– Год назад состоялся успешный пилот, когда дети из 25 регионов приехали в Москву, и мы на опыте увидели эволюцию в их сознании. Условно говоря, приезжая, ребята были ориентированы на одну профессию, исходя из различия регионов: например, кто-то хотел быть чиновником, кто-то – политиком. А потом, так как у проекта помимо образовательной есть еще и мощная профориентационная компонента, дети более конкретно увидели свое будущее, потому что Москва предстала перед ними в развитии, многообразии отраслей.
Сам проект представляет собой образовательно-туристическую методологию и сформирован в синергии двух отраслей: образования и туризма. Проект настолько уникальный и универсальный, что методология может тиражироваться на любой регион – чтобы не только дети со всей России приезжали в столицу, но и юные москвичи могли посетить другие регионы, приехать к ребятам российской глубинки и привить им привычку путешествовать по своей стране.
После пилотного запуска мы увидели не просто интерес, а потребность в подобных форматах.
«Город открытий» стал зонтичным брендом для всех образовательных инициатив Комитета по туризму Москвы, в том числе и для конкурса «Страна открытий». Конкурс построен на методологии «Города открытий» с учетом отраслевых тематических треков и подхода к объединению туризма, образования и креативных индустрий.
– Мы много говорим об образовательном туризме, детском туризме. А чем он отличается от обычного туризма?
– Главное отличие в названии: целевая аудитория (молодежь и дети) и цель поездки (образование, получение новых знаний и навыков). Мы сегодня рассматриваем туризм как инструмент для получения знаний, различных навыков, компетенций, а самое главное – расширения горизонтов для наших детей. Проект включает в себя посещение предприятий, технопарков и культурно-исторических объектов, и особенно важно, что при этом дети не становятся пассивными слушателями, как это обычно происходит на экскурсиях или на уроках. Мы меняем ролевую модель ребенка, они становятся активными исследователями городского пространства.
– Насколько увеличился охват участников «Страны открытий» в сравнении с «Городом открытий»?
– «Город открытий» включал в себя 25 регионов, из-за ограничительных мер (связанных с пандемией) мы также работали в онлайн-режиме, когда дети смогли спроектировать свои образовательные путешествия в Москву.
А в конкурсе «Страна открытий» мы охватили всю страну, все 85 регионов Российской Федерации приняли в нем участие.
– Участники конкурса путешествуют на поезде. Почему предпочтение отдано железным дорогам, а не авиакомпаниям?
– Во-первых, железная дорога – один из самых безопасных видов транспорта, а для нас это один из основных критериев при организации образовательно-туристического путешествия. Во-вторых, такой формат позволяет охватить за одно путешествие сразу несколько регионов. Здесь у нас пять городов-участников: Москва, Нижний Новгород, Киров, Самара, Казань.
– Как их выбирали?
– Осознанно, исходя из разнообразного туристического потенциала регионов, чтобы каждый город был представлен уникальным набором площадок. Например, Киров – это один из передовых промышленных центров, Самара – наша космическая столица. Методология проекта рассматривает город в разрезе различных отраслей. Конечно, инфраструктура Москвы позволяет выстраивать самые разнообразные туристические маршруты, но и другие города предоставляют довольно широкие возможности для ознакомления с разными отраслями.
– 25 тысяч видеороликов было создано участниками конкурса. Победителями стали 100 человек. Каким образом отбирались лучшие, на что в первую очередь смотрели эксперты? Какие комментарии вы можете дать, чтобы в следующем году ребята сделали работу над ошибками и попали в эту сотню? Или, может, там будет уже человек двести?
– Ключевые критерии отбора - необычная авторская интерпретация, активная подача информации, использование различных технологий для того, чтобы сделать ролик максимально привлекательным. До того, как конкурсанты начали снимать ролики, они прошли десять курсов по развитию различных навыков – ведь у нас все-таки образовательный проект. Специалисты делились секретами и рекомендациями для того, чтобы ролики у ребят получились максимально интересными.
– Есть ли планы расширить программу путешествий?
– Поезд сегодня вмещает 100 победителей, остальные участники – это известные блогеры, которые выступают в роли кураторов и наставников при посещении образовательных и туристических площадок. Цель этого поездки – показать, каким образом можно путешествовать внутри своей страны, научить знать и любить свою родину.
Возможно, в дальнейшем мы будем использовать разные виды транспорта. Как раз сегодня мы говорили на предмет сибирских маршрутов. Скажем, в Тюменской области активно развивается туристический потенциал, скоро будет открыт аэропорт в Тобольске – древней столице Сибири. Дети смогут добраться туда железнодорожным транспортом, посетить соседние города и регионы, а обратно уже вернуться самолетом.
– Как выбирали звезд «TikTok», которые поехали с нашими юными блогерами?
– Безусловным критерием было то, что это талантливые и самые популярные, топовые блогеры нашей страны, лидеры мнений, которые разговаривают на понятном, доступном для молодежи языке. Важна их увлеченность профессией, а также то, что они действительно смогут подарить участникам конкурса, возможно, дело всей их жизни.
– В ходе конкурса «TikTok» пополнился тысячами новых роликов об интересных местах России. Будут ли эти ролики использованы для разработки новых маршрутов, их рекламы?
– Да, мы рассматриваем творчество победителей как коммуникационный эксперимент для того, чтобы участники могли показать сверстникам, насколько привлекательными могут быть российские регионы и города. Эти ролики – автономный прогрессивный коммуникационный инструмент, повышающий привлекательность и туристический потенциал регионов.
– Возможен ли перевод образовательных туристических поездок на постоянную основу, с поддержкой государства в виде кэшбэка, субсидий для организации льготных путевок?
– Чтобы в дальнейшем создать еще более успешную модель развития детского туризма и сделать проект доступным для самого широкого круга молодежи, безусловно, понадобится эффективная государственная помощь. К счастью, у нас очень сильные партнеры – Федеральное агентство по туризму и издательская группа «Просвещение».
Мы хотим показать наш проект как успешную практику, предложить новый формат, способный перезапустить развитие детского туризма, и я думаю, что государство нас поддержит. Мы и сами как представители регионального органа исполнительной власти запускаем такие волны развития целых отраслей.
– А как выбирали партнеров, которые обеспечили подарки победителям?
– Мы выбирали партнеров, которые могли подарить детям эффективные инструменты для совершенствования полученных навыков.
К примеру, мы не знали, что от Ивановской области в конкурсе принимают участие воспитанники детских домов. Своих мобильных телефонов у них не было, ролик им помогли снять сотрудники детского дома. Эту работу выбрало жюри, и сегодня ребята поедут в путешествие уже со своими гаджетами – ведь во время церемонии награждения победителям подарили смартфоны Vivo.
– Этот конкурс фактически закончен, откройте завесу тайны, на следующий год уже готовитесь?
– Мы видим большой интерес партнеров к нашим идеям, и это действительно даст нам возможность проводить подобные конкурсы ежегодно: поддерживать активную творческую молодежь, прививать привычку путешествовать внутри своей страны, добиваться творческих результатов.
По итогам конкурса мы хотели создать активное сообщество юных амбассадоров, которые будут продвигать туристический потенциал регионов России не только в рамках конкурса, но и в дальнейшем по собственной инициативе. Эта цель была достигнута – по прибытию в Москву дети приглашали друг друга в гости и обещали провести экскурсии по родным городам.
Конечно, мы планируем расширять и количество площадок. Присоединяйтесь к нам – и вместе мы покажем всему миру, как прекрасна наша Россия!