Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Эксперты нашли оптимальное решение мусорной проблемы

Как разобраться с огромными горами мусора, не навредив окружающей среде?

Сегодня это один из наиболее актуальных и больных вопросов для всей нашей страны. О нем говорят люди в провинциях и крупных городах, обсуждают чиновники, пишут блогеры и журналисты. Обеспокоены проблемой и в экспертном сообществе. Как же видят ситуацию и ее решения российские эксперты?

Вопрос борьбы с мусором и несанкционированными свалками в российских провинциях стоит очень остро. Например, Коми стала одним из самых проблемных регионов в масштабах страны с точки зрения экологических нарушений и мусорных завалов.

По словам управляющего партнера экспертной группы Veta Ильи Жарского, во многих муниципальных образованиях региона вообще отсутствуют какие-либо задокументированные полигоны, а ведь мусор там скапливается точно так же, как везде. И в итоге он отправляется на нелегальные свалки. У нового регоператора не хватает техники и контейнеров для сбора мусора.

«В Коми, равно как и в остальных регионах реализуется «мусорная реформа», смысл ее в том, чтобы вся ответственность за сбор и утилизацию ТКО нес единый региональный оператор, - рассуждает эксперт. - Это впоследствии должно создать благоприятные условия для решения сложившихся мусорных проблем региона. Однако их в Коми настолько много, что большинство сомневается, что у Ухтажилфонда будут заметные успехи».

Несмотря на реформу, пока регион задыхается в собственных отходах из-за неопытности местных самоуправленцев в решении вопросов с мусором. По сути, тема так и остается открытой, приходит к выводу Илья Жарский.

По его мнению, пока проблему можно решить за счет возведения новых полигонов в тех районах, где их еще нет, это в основном юг Коми. Однако все понимают, что это позволит лишь частично отодвинуть нарастающую экологическую катастрофу. Проблему надо решать кардинально и начинать с введения обязательной ответственности по раздельному сбору мусора, а как следствие, создание необходимой инфраструктуры для переработки отходов в сырье, пригодное для вторичного использования.

Ситуация в Коми схожа с проблемами соседней Архангельской области, рассуждает аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. Стихийные свалки, разрастающиеся под покровительством местного бизнеса вместе с переполненными полигонами. Только усугубляют ситуацию с мусором. Местные власти рассчитывают на открытие новых площадей для своза мусора в южных районах региона, где увеличат число полигонов.

Мусорная реформа призвана снизить нагрузку на полигоны, решить проблему с утилизацией мусора и затем произвести их рекультивацию. Все эти вопросы теперь решаются на региональном уровне с контролем из центра.

«В какой-то степени работа регоператоров…обязана привести к тому, что объемы мусорных свалок, и количество вокруг городов должны сокращаться. Более того сейчас по стране вводится система раздельного сбора мусора за что также будет отвечать регоператор, но по факту пока все нововведения не могут продемонстрировать должного результата», — говорит Алексей Антонов.

Пока факт остается фактом, констатирует аналитик — проблема ТКО в Коми стоит очень остро, и пока все усилия властей не дают должного эффекта. Попытка добавить несколько полигонов на юге региона не решит ситуацию, а лишь продлит процесс загрязнения Коми собственными отходами.

Проблема мусора в Архангельской и других областях лежит в экономической диспропорции развития, и за ней тянутся все остальные, убежден Директор экспертной группы VETA Дмитрий Жарский. Федеральный центр растет очень быстро и предлагает регионам абсорбировать его отходы в обмен на инвестиции. Причем, сейчас почти нет времени решать проблему инновациями, например, за счет сортировки мусора и последующей раздельной переработки.

«Откладывать решение мусорной проблемы больше невозможно: нужны масштабные инвестиции в его сортировку и переработку, причем вкладываться в это должны и регионы, и центр. Если обобщить, нужно либо отказаться от потребления (что невозможно), либо уменьшить его и тратить часть средств на переработку, соблюдая принцип равноправия регионов», — рассказывает Дмитрий Жарский.

«Практически все места размещения отходов в нашем регионе не соответствуют нормам 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», – констатирует Дмитрий Некрасов, архангельский межрайонный природоохранный прокурор. – Нигде у нас практически не производится сортировка отходов, и их вторичная переработка исключается».

Несанкционированные свалки образуются в основном потому, что намного дешевле выбросить мусор нелегально, чем платить серьезные деньги и утилизировать мусор в соответствии с законом, считает генеральный директор компании «Телеком-Мастер» Михаил Шкляр.

Такие свалки, подчеркивает эксперт — это в основном не бытовой мусор, а строительный.

«Например, строят дом или жилой комплекс. Экономят на всем! Допустим, есть 50 „КАМАЗов“ строительного мусора, и нелегальный сброс груза — это возможность сэкономить несколько сотен тысяч рублей, то есть немалые деньги. Любой коммерсант считает, в первую очередь, выгоду и когда нелегальный сброс ничем не чреват, то он, естественно, прибегает к этой возможности», — отмечает Шкляр.

По его мнению, нужно добиться того, чтобы законный сброс мусора и внесение оплаты за него было выгоднее, безопаснее, проще и рациональнее, чем несанкционированный сброс.

Как же вообще решаются столь серьезные проблемы с мусором?

Основных подходов к переработке мусора сегодня три: сжигание, захоронение, переработка, продолжает аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. Сжигание — дорогостоящий технологически сложный процесс без возможности дальнейшей переработки. Захоронение и переработка взаимосвязаны. В России используются полигоны, где мусор пересыпают землей, иногда химикатами для стабилизации. Часто горы мусора содержат пустоты, которые наполняются взрывоопасными газами от гниения, а осадки, проникая внутрь, попадают в грунтовые воды и отравляют их.

И все же, по наблюдениям Алексея Антонова, есть относительно недорогая технология, позволяющая сделать из мусора, хранящегося на полигонах и вновь поступающего на полигоны. Это компактные брикеты размером примерно 1.2х1.2 метра, спрессованные, плотно завернутые в пленку, лишенные органического мусора и запаха. Их можно складывать в аккуратные пирамиды и хранить десятки лет без нагрузки на окружающую среду, под открытым небом при любой температуре.

«Для российской экономики это оптимальное решение, которое, во-первых, убирает нагрузку с полигонов и окружающих их территорий. Во-вторых, оно позволяет подождать несколько десятков лет, прежде чем приступить к переработке или сжиганию мусора, дает возможность выиграть время в технологической гонке, пользоваться исследованиями и опытом развитых стран, вкладывающих в переработку мусора миллиарды долларов, – говорит Алексей Антонов. – Достаточно посмотреть видео, как работает брикетирующий мусор станок, и отпадают все сомнения по поводу его герметичности, да и ровные белые ряды брикетов не вызывают чувства брезгливости, как на полигоне».

Подобную технологию предлагают разработчики проекта ЭкоТехнопарка "Шиес" в Аргангельской области.

«Складированию подлежат не отходы в привычном смысле, а так называемые "хвосты" - измельченная и спрессованная в брикеты инертная масса, из которой извлечена вся органика, которая как раз и является основной причиной брожения, образования свалочного газа и в конечном итоге пожаров. Они упакованы в полиэтилен и могут храниться десятилетиями без всякого вреда для природы, - объясняет исполнительный директор ООО "Технопарк" Олег Панкратов.

По его словам,технологиябрикетирования на сегодняшний день - это самая передовая технология и в плане транспортировки, и хранения, и переработки в будущем. Через десятилетия такой брикет можно достать и отправить на дальнейшую переработку или безопасную утилизацию.

Плюс, такой объект принесет и огромные инвестиции в регион.

«Только в течение шести лет с момента начала деятельности ЭкоТехнопарка выплаты в бюджетные фонды составят 912,1 млн рублей. Помимо этого, в рамках соглашения между властями Москвы и Архангельской области на реализацию мероприятий социально-экономического развития области будет направлено 6 млрд рублей», - уточняет Панкратов.

Пока объект еще не строили, специалисты только закончили первый этап подготовки.

«Установили общежитие для строителей и расчистили площадку для последующей подготовки. Никакой стройки ещё нет. И тем более нет никакого мусора,заявил журналистам генеральный директор "Технопарка" Евгений Пеняев.

«Мы хотим провести на данной территории экологические, геологические и гидрологические изыскания, и никого обманывать не собираемся, - отмечает заместитель генерального директора ООО «Технопарк» по строительству Геннадий Титов. - Мы хотим быть откровенны, честны и предоставить любую информацию, которая у нас есть.

Полная версия